МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру «Русская деревня» в старшей группе

Эвелина Савкина
Конспект занятия по окружающему миру «Русская деревня» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Русская деревня

Образовательная область: познавательное развитие. Окружающий мир

Цель: формирование интереса к малой родине

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, формировать интерес к своей малой родине.

Развивающая: развивать интерес детей к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях;

Развивать познавательную активность детей, любознательность, наблюдательность, поисковую деятельность.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Русская деревня“ в старшей группе» размещена в разделах

Воспитательная: воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;

Воспитывать любовь к родной деревне, интерес и доброжелательное отношение к жителям деревни

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций

Демонстрационный материал: иллюстрации деревень

Виды детской деятельности: Познавательно – исследовательская деятельность, речевая деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность, общение со взрослыми

Ход занятия:

1. Вводная часть

Воспитатель: Я вам загадку сейчас загадаю, а вы отгадайте, про что она.

В ней люди живут,

Очень рано встают, сажают, жнут,

Скотину пасут. (Деревня)

Послушайте стихотворение о деревне «Домик в деревне» Виктор Фортунатов

Домик в деревне. А что еще надо?

Солнышко чтобы светило в окне

Ветки сирени цветущей в ограде,

Маслом пейзаж на сосновой стене.

Чтоб ветерок колыхал занавески.

Чистая скатерть была на столе,

Крашеный пол чтоб был вымыт до блеска,

Книги на полке, да кот в уголке.

Чтобы петляла от дома тропинка

К маленькой тихой и чистой реке,

Чтобы на солнце сверкала росинка,

Иль стрекоза на моем поплавке.

Домик в деревне. А что еще надо?

Встретить вечерний закат во дворе.

Сердцу усталому в жизни награда

2. Основная часть

Воспитатель:-Ребята, кто из вас знает, что такое деревня? (Ответы детей).

-Кто из вас был в деревне?

-У кого живёт бабушка в деревне?

-Вспомните, как называется деревня, в которой живёт бабушка?

(вместе с детьми воспитатель перечисляет названия известных деревень района)

-Какие дома в деревне? Каменные или деревянные?

- Такие деревянные дома в старину называли – изба.

- Изба — слово древнее. Оно обозначало деревянную постройку.

Воспитатель: Ребята посмотрите на этот дом. Это русская изба. Строить такие избы начали давным-давно, более 500 лет назад.

В старину дома строили чаще из дерева, потому что вокруг много лесов, древесины.

Начиналось строительство с укладки первого венца избы.

Венец — четыре скреплённых бревна, связанные в квадрат образующих

один ярус деревянного сруба.

Венец к венцу подгоняли плотно, между ними щёлочки не увидишь. От слова плотно – образовано слово плотник. Деревянные дома строят мастера — плотники.

Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома — «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу.

В древности строить или «рубить избу» выходили человек 20 или, как говорили в старину, «всем миром». Это было не простое занятие : мастера использовали только топор, никаких пил, гвоздей и молотков.

Говорили: «Дом построить, не шапку на голову надеть.

- Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? (Ответы детей).

Не каждый мог построить избу, для этого нужен особый талант и мастерство.

Место для дома выбирали высокое и сухое. Стояла изба лицом к дороге или реке. Посмотрите на эти рисунки.

- Лес и река кормят человека. Говорят «Возле леса жить – голодному не быть».

-Почему?

-Верно, в реке можно не только купаться, но и ловить рыбу. А в лесу собирать грибы и ягоды.

-Чем занимаются жители деревни?

- Правильно, разводят и ухаживают за домашними животными и птицами.

- Я сейчас вам загадки загадаю, а вы отгадайте:

В деревне есть часы такие,

Не мёртвые, а живые,

Ходят без завода.

Они птичьего род (Петух)

Красивые лапки,

Длинная шея,

Щипет за пятки,

Беги без оглядки (Гусь)

Ем и сено, и траву.

И жую, жую, жую.

Молочко потом даю.

Маме. Папе и ребёнку.

А зовут меня Бурёнка. (Корова)

-Каких домашних птиц и животных вы знаете?

-Какую пользу они приносят?

-Правильно: корова и коза даёт молоко, а из молока люди делают сметану, сыр, творог, масло сливочное и другие молочные продукты;

-лошадь перевозит тяжёлые грузы;

-овца даёт шерсть из которой вяжут тёплые вещи;

-Курицы, гуси,утки, индюки несут яйца и дают нам мясо, перья и пух.

-Посмотрите, чем занимаются жители деревни весной?

- Обрабатывают землю, сеют зерновые.

-А осенью?

-Убирают урожай.

-Что делают из зерна?

- Что ещё можно вырастить на земле?

-Правильно, овощи. Посмотрите, как деревенские жители собирают урожай.

- Семьи были большие и жили все вместе: дедушка, бабушка, папа, мама, дети. Детей в семье было много - по 8, по 9, по 10 человек. И все в семье помогали. «Семья крепка ладом», «Вся семья вместе, так и душа на месте».

- Как вы думаете, почему люди сложили пословицы? (Ответы детей).

Физ. минутка

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Дедушке поклон»

Дети стоят в кругу.

Дедушке поклон – кланяются

Бабушке поклон – кланяются

Тете поклон – кланяются

Маме поклон – кланяются

А тебе (имя ребенка) – рост большой – подтягиваются.

- Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день.

- Когда дом был готов, люди «оживляли» его.

-Ту часть избы, которая выходила на улицу, называли «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» избы).

- Дом смотрел на мир окнами – глазами. Через них в избу входил солнечный свет. В окна можно было видеть, что делается на улице.

- Называли окна ласково – «оконца», и украшали наличниками. Почему они называются «Наличники»? (на личике)

- Были у окошек и «ставни». Как вы думаете, что такое ставни?

-Верно, ставни – небольшие «дверцы» на окнах, которые закрывали на ночь. Их часто украшали резьбой.

-Как вы думаете, для чего нужны ставни?

- А как обогревался дом?

-Да, в каждом доме стояла большая печка. В холодные зимние вечера хозяева грелись и спали на печи. Это было любимое место у всех ребятишек. Печка не только отапливала и согревала, но в ней ещё готовили еду: варили щи, кашу, пекли пироги, блины.

-Печку звали ласково «матушкой», так как она и грела, и кормила, и сушила. Ещё её называли «бабушкой».

-Послушайте, какую загадку сочинили люди про печку

Бабушка седа – бела, зимою всем мила.

А как лето наступает, про бабушку забывают.

- Как и у других домов, у изб были крыши. Доски на крыше тоже украшали резьбой. Часто крышу дома украшала голова коня, вырезанная из дерева. Люди верили, что конь охраняет домашний очаг.

- Хотелось бы вам пожить в таком доме?

- Такие красивые дома строили люди с любовью и добротой.

-Мы с вами сегодня познакомились с жизнью в деревне.

-Думаю, что вам всем теперь захочется погостить в деревне.

3. заключительная часть

Что особенно запомнилось? Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья»Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья» Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья».2013 г. ,РСО-Алания,г. Моздок, МБДОУ №34 «Колокольчик».

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект занятия по окружающему миру «День рождение города Санкт-Петербург» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру «Русская деревня» в старшей группе
Опубликовано: 6 октября 2024 в 19:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по окружающему миру «Русская деревня» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Эвелина Савкина (УИ 1152497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД