Ольга Артемова
Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в лес» в средней группе
Цель:систематизировать знания о осени; познакомить с названиями некоторых деревьев, растущих в лесу.
Задачи:
• Обучать детей различать деревья по определенным признакам.
•Уточнить знания детей об осенних явлениях природы.
• Развивать память.
• Воспитывать бережное отношение к растениям.
Материал: картинка леса; картинки деревьев; букет осенних листьев,мячик.
Активизация словаря: почки-серёжки, плод-семя, жёлудь, гроздь; образование прилагательных от существительных.
Предварительная работа: игра в лото про осенние деревья, наблюдения на прогулке за листопадом.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Путешествие в лес“ в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Ход НОД
I. Вводная часть
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель:Доброе утро!Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на автобусе. Я водитель, а вы?
Дети: Пассажиры.
Воспитатель: Закройте глазки, отправляемся в путь.
На доске картина осеннего леса.
Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
Автор: С. Погорельский
Воспитатель:Откройте глазки. Вот мы и в лесу! Как красиво! Оглядитесь, что можно увидеть в лесу? Что нас окружает?
Дети: Деревья,кустарники,опавшая листва,листьев на деревьях мало.
Воспитатель: А какое это время года?
Дети:Осень.
Воспитатель: Какие осенние месяца вы знаете?
Дети:Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: А вот про что наше занятие вы узнаете,когда отгадайте загадки.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Дети: Дерево.
Воспитатель: Правильно! Знаете, как много в лесу разных деревьев. Они возвышаются над всем. Как огромные великаны. Какие деревья вы знаете?
Дети: Дуб, берёза, клён.
Воспитатель: Из каких частей состоит дерево?
Дети: Ствол,ветви,листья,корни.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
Дети: Берёза.
Воспитатель: Правильно ребята! Рассмотрим, какой у берёзки ствол?
Дети: Он белый.
Воспитатель: Чисто белый?
Дети: В чёрную крапинку.
Воспитатель: Хорошо. Значит, у березки стол белый в чёрную крапинку или мелкую полоску.
Воспитатель: Рассмотрим её веточки. Какие они, как вы видите?
Дети: Тонкие и свисают. Листики свисают на тоненьких веточках.
Воспитатель: Берёзку часто сравнивают с девушкой с длинными косами с кудрями. У неё весной появляются семена, похожие на серёжки. Когда листиков ещё совсем мало, то серёжки хорошо видны. У берёзки стройный и гладкий ствол.
Воспитатель:Давайте встанем и представим,что мы березки.
Физкультминутка.
На холме стоит березка,
Держит прямо,ровно спинку (потягивания- руки вверх)
Ей не просто жить на свете (вращения туловищем)
Ветер кружит,вертит ветер,
Но березка только гнется,
Не печалится- смеется. (наклоны)
Вольный ветер грозно дует
На березку молодую.
(машут руками, изображая ветер)
Молодцы, садитесь на стульчики.
Воспитатель: Следующая загадка:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Сосна)
Воспитатель: Молодцы! Рассмотрим сосну. Что вы можете о ней сказать?
Дети: Она очень высокая. У неё иголки. Она всегда зелёная.
Воспитатель: Очень хорошо. А где у неё листики?
Дети: Иголочки – это и есть её листочки.
Воспитатель: Благодаря им она зимой и летом одним цветом. А какого цвета её ствол?
Дети: Он коричневого цвета.
Воспитатель: Сосны достигают высоты 10-этажного дома. Ствол очень прямой, стройный, шершавый. Что ещё отличает сосну от других деревьев? Какие у неё плоды?
Дети: У неё есть шишки.
Воспитатель: Шишки – это её плод, и в них прячутся семена. Которые очень любит белочка. Посмотрите на шишечки, потрогайте руками.
Воспитатель: Следующая загадка:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о дубе?
Дети: Ответы детей. У него жёлуди, он очень толстый.
Воспитатель: Всё правильно. Дуб живёт более трёхсот лет. Больше, чем три человеческие жизни. У него могучий ствол, очень широкий в обхвате. Чтобы его обнять, нужно встать в круг от трёх человек и более. А желуди – это его плоды-семена. Из жёлудя вырастает новый дубок. И жёлуди едят лесные кабаны. Потрогайте руками жёлуди.
Воспитатель: Листики дуба отличаются от берёзового и соснового?
Дети: Да. Он совсем другой.
Воспитатель: Следующая загадка:
Платье потерялось —
Пуговки остались. (Рябина)
Воспитатель: Какие у рябинки листики?
Дети: На одной веточке много маленьких листиков.
Воспитатель: А какой у неё ствол?
Дети: Тонкий и стройный.
Воспитатель: Какого он цвета?
Дети: Коричневого цвета.
Воспитатель: А ещё он гладкий. А это, что за гроздь?
Дети: Красные ягоды.
Воспитатель: Правильно. Это плоды с семенами в виде грозди ягод, которые очень любят клевать птицы.
Физкультминутка «Во дворе стоит сосна»
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель:Поиграем в игру,у кого в руках мяч,отвечает на мой вопрос.
Игра "Какой,какая,какое?"
У березы лист-березовый
У клена лист-кленовый
У тополя -тополиный и т. д.
Воспитатель: Молодцы ребята!
III Закрепление.
Воспитатель: Куда мы с вами сегодня совершили путешествие?
Дети: В лес.
Воспитатель: В какой лес?
Дети: Осенний.
Воспитатель:Какого цвета листья на деревьях?
Дети: Желтые, оранжевые, красные.
Воспитатель:Как назвать цвет листьев осенью одним словом?
Дети:Разноцветные.
Воспитатель:А все ли деревья сбрасывают листву осенью? Какие остаются зелеными?
Дети:Нет. Ель и сосна.
Воспитатель: Молодцы,а теперь нам пора возвращаться домой,садимся в наш автобус и закрываем глазки.
IV Заключительная часть
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо занимались. Молодцы.