Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [М], [М’] буква «М»

Гульназ Маннанова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [М], [М’] буква «М»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей со звуками [м], [м’], буквой М.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умение правильно произносить и различать звуки [м], [м’], в слогах, словах;

Формировать умение определять место звука [м] в слове;

Познакомить с буквой М;

Продолжать закреплять графические навыки.

Развивающие:

Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове и находить его среди других звуков на слух);

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звуки [М], [М’] буква „М“» размещена в разделах

Развивать память, внимание, творческое воображение, общую и тонкую моторику;

Развивать зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные:

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Средства реализации: телевизор, ноутбук, презентация «Звуки [м], [м’], буква М», фишки синего, зеленого и красного цвета для звукового анализа слова, схемы для определения местоположения звука в слове, счетные палочки.

Методы и приемы:

Наглядный

Словесный

Игровой

Словарная работа: согласный звук, гласный звук, слог, предложение, звонкий согласный, глухой согласный, твердый звук, мягкий звук

Предварительная работа:

Предшествующие ООД

Дидактические игры: «Твердый или мягкий», «Четвертый лишний»

Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».

Разучивание физминутки

Ход ООД:

Организационный момент

Воспитатель: (звенит в колокольчик, дети стоят около столов) Доброе утро, дети. Давайте, пожелаем друг другу доброе утро.

С добрым утром, глазки! Указательными пальцами поглаживать глаза.

Вы проснулись? Сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него.

С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши.

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую руку.

Вы проснулись? Хлопки в ладоши.

С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок.

Вы проснулись? Потопать ногами.

С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть вверх

Мы проснулись! (на солнце).

Повторение изученного материала

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв. Скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука?

Дети: Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

Воспитатель: С некоторыми звуками мы уже познакомились. Какие бывают звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?

Дети: Свободно, легко, с голосом, их можно пропеть.

Воспитатель: А как произносятся согласные звуки?

Дети: Их нельзя петь, открыв рот. Выходящий воздух встречает преграду.

Воспитатель: Вот сейчас мы можем продолжить наше путешествие по волшебной стране звуков и букв. Только подготовим наш язычок.

За забором, в своем домике живет наш язычок (упражнение «Заборчик», каждое утро он просыпается и выглядывает в окно (упражнение «Окно»). Посмотрит на небо, на землю (упражнение «Качели», в одну сторону, другую (упражнение «Часики») и пойдет обратно в дом чай пить с блинами (упражнение «Лопата») и вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). Ну, вот подкрепился наш язычок и готов путешествовать. Садится на лошадку и отправляется в путь (упражнение «Лошадка»). Молодцы!

Актуализации знаний

- Дети, я приготовила для вас загадки. Попробуйте их отгадать.

1. Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (машина) Показываю игрушку

2. Прыг-скок, прыг-скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (мячик). Показываю игрушку

Воспитатель: Дети, давайте, ещё раз назовём эти слова – отгадки.

Дети: Машина, мячик. Слайд 1.

Воспитатель: Назовите первые звуки этих слов? ММММашина

Дети: [М]

Воспитатель: ММММЯчик

Дети: [М’].

Воспитатель: Мы сегодня с вами будем говорить про звуки [М], [М’].

Уточнение артикуляции звука

Воспитатель: Еще раз произнесите звук [м]. (хором, индивидуально). А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).

Обратите внимание, когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, а воздух проходит через нос. Зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается. Его нельзя петь, открыв рот. Выходящий воздух встречает преграду. Что ему мешает?

Дети: Губы.

Воспитатель: Вспомните правило - если есть преграда, то звук какой?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Значит, звуки [М], [М’] какие?

Дети: Согласные.

Воспитатель: Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?

Дети: Звонкие.

Воспитатель: А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми. Твердые звуки на схеме мы каким цветом обозначаем?

Дети: Синим.

Воспитатель: А мягкие?

Дети: Зеленым.

Воспитатель: Посмотрите, что находится в синем домике? Слайд 2

Дети: Машинка.

Воспитатель: Какой первый звук в этом слове?

Дети: [М]

Воспитатель: А так как машина в синем домике, значит звук [М] какой?

Дети: твердый и на схеме будет обозначаться синим цветом.

Воспитатель: А что находится в зеленом домике?

Дети: Мяч.

Воспитатель: Какой первый звук?

Дети: [М']

Воспитатель: Он какой твердый или мягкий?

Дети: Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

Воспитатель: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М'] какие?

Дети: Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

Игра: «Твердый или мягкий»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий». У вас на столах лежат фишки, одна зеленая, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю фишку, если мягкий – зеленую.

Мак, мороз, метла, молоко, мед, морковь, медведь, машина, мандарин, малина, мячик, мышка.

Дети поднимают синие или зеленые фишки.

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными.

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Игра «Кто скорее?»

Воспитатель: А сейчас новая игра. Она называется «Кто скорее?» я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно [а], [м] Что получилось?

Дети: Ам.

Воспитатель: Верно? [у], [м].

Дети: Ум.

Воспитатель: Правильно, [и], [м].

Дети: Им.

Воспитатель: Верно, [о], [м].

Дети: Ом.

Чистоговорки

Воспитатель: Еще раз закрепим эти слоги и проговорим чистоговорки. Повторяйте за мной:

Ам-ам-ам — мы гуляли там!

Ум-ум-ум — почему здесь шум?

Им-им-им — мы гулять хотим!

Ом-ом-ом – строим новый дом.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов ма, мо, му, ми.

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Работа по картине. Нахождение слов, которые начинаются на звук [м]

Воспитатель: А, теперь, посмотрите на картинку и назовите слова, которые начинаются на звук [м]. Слайд 3.

Дети: Малина, молоко, моряк, мухомор, мышка, месяц, мишка, мед, мак, мыло, Мойдодыр.

Работа со схемами. Определение места звука [м] в слове

Воспитатель: А сейчас возьмите синюю фишку, схему слова и определите, где находится звук [м] в слове машина. Слайд 4

Дети: В слове машина звук [м] находится в начале слова.

Воспитатель: Проверьте.

Где находится звук [м] в слове гном. Слайд 5

Дети: В слове гном звук [м] находится в конце слова.

Воспитатель: Проверьте.

Где находится звук [м] в слове ромашка. Слайд 6

Дети: В слове ромашка звук [м] находится в середине слова

Воспитатель: Проверьте.

- Молодцы. Уберите схемы и фишки в контейнер.

Игра “Четвёртый лишний”

Воспитатель: Посмотрите на картинки и найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так думаете? Слайд 7. Малина, мостик, машина, дом

Дети: Я думаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что слово дом начинается на звук [д], а остальные слова на звук [м].

Воспитатель: Найдите “лишнее слово” среди этих слов и объясните, почему вы так думаете? Слайд 8. Гном, дом, сом, мышка

Дети: Я думаю, что слово “мышка” “лишнее”, потому что все слова заканчиваются на звук [м], а слово мышка начинается на звук [м].

Воспитатель: А теперь найдите “лишнее слово” среди этих слов и объясните, почему вы так думаете? Слайд 9. Мухомор, машина, мяч, морж

Дети: Я думаю, что слово “мяч” “лишнее”, потому что всех словах звук [м] твердый, а в слове мяч звук [м] мягкий.

Игра «Рассели пассажиров по вагонам»

Воспитатель: Продолжим занятие и поиграем в игру «Рассели пассажиров по вагонам». Кто из пассажиров, в каком вагоне поедет? Нужно перенести каждого в свой вагон. Количество слогов в названии животного соответствует количеству окошек в вагоне. Слайд 10.

Дети: В слове морж один слог, поэтому он поедет в первом вагоне. В слове медведь два слога, он поедет во втором вагоне, а в слове муравей три слога, он поедет в третьем вагоне.

Физминутка

Составление схемы слова.

Воспитатель: Дети, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое, красивое, нежное слово для всех детей в мире?

Дети: Мама!

Воспитатель: Давайте разберём это слово и составим его схему. (составление схемы слова)

Воспитатель: Назовите первый звук

Дети: [м].

Воспитатель: Он какой?

Дети: согласный, твердый, обозначаем синей фишкой.

Воспитатель: Назовите второй звук

Дети: [а], он гласный, обозначаем красной фишкой.

Воспитатель: Назовите третий звук

Дети: [м], он согласный, твердый, обозначаем синей фишкой

Воспитатель: Назовите четвертый звук

Дети: [а], он гласный, обозначаем красной фишкой.

Воспитатель: Сколько звуков в слове мама?

Дети: 4

Воспитатель: Проверьте ваши схемы. У кого так, поднимите руки. Слайд 10.

Воспитатель: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

Дети: Я люблю свою маму. Мою маму зовут Гульнара. Моя мама работает в больнице.

Знакомство с буквой М.

Воспитатель: Про какие звуки мы с вами говорили?

Дети: Мы говорили про звуки [м], [м'].

Воспитатель: Итак, наш звук [м] на письме обозначается буквой эм. Вот она. Слайд 11.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

Получилась буква «эМ».

Посчитайте сколько элементов в этой букве?

Дети: Четыре

Воспитатель: Возьмите счетные палочки и выложите букву М. Проведите пальчиком по этой букве.

Воспитатель: На что похожа буква М?

Дети: На качели, когда дети встают, держась за руки.

Воспитатель: Верно. Слайд 12.

Вот качели буква М

Здесь качаться можно всем.

- И есть ещё одно стихотворение про эту букву.

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали.

Организация окончания занятия.

Воспитатель: С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дети: С буквой М (эм).

Воспитатель: Какой звук она обозначает?

Дети: Звук [м].

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Согласный, звонкий.

Воспитатель: Какие слова на звук [м] вы запомнили?

Дети: морковь, машина, муравей, медведь и т. д.

Воспитатель: Из скольких элементов состоит эта буква?

Дети: Из четырех.

Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо занимались сегодня! Я вами горжусь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Щ], буква Щ» Тема:Звук[Щ], и буква Щ. Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить с его графическим обозначением; Задачи: - Закрепить навыки различения и произношения.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в игровой форме «Звук [с]-[с’]. Буква С» Цели: - закрепить навыки правильного произношения звуков «С» и «С'», закрепить в памяти детей графический образ буквы «С». - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [М], [М’] буква «М»
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 19:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [М], [М’] буква «М»» (включая файлы) размещена пользователем Гульназ Маннанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД