Людмила Котегова
Конспект занятия по математике в старшей группе «Геометрические фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художетвенно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тема занятия : «Колобок на новый лад. Геометрические формы».
Возрастная группа : Старшая (5-6 лет)
Публикация «Конспект занятия по математике в старшей группе „Геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Цель занятия : Закрепление и систематизация знаний детей о геометрических формах.
Задачи занятия :
Образовательные
- совершенствовать знания о геометрических фигурах (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а так же о геометрических телах (куб и шар);
- развивать умение анализировать форму предметов и их отдельные части;
- активизировать и обогащать словарь детей;
Развивающие
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- развивать умение, обобщать и сравнивать, делать выводы;
- развивать мелкую и общую моторику, зрительно-моторную и пространственную ориентацию;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике
- воспитывать умение работать самостоятельно, в команде
- воспитывать желание помогать героям сказки
- воспитывать сдержанность, доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи
Словарная работа: круг, квадрат, ромб, прямоугольник, овал, треугольник, куб, шар, вершина, грань, ребро, сторона, угол.
Планируемый результат занятия :
- охотно участвует в коллективной деятельности;
- способен сопереживать и оказывать помощь другим;
- свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
- умение применять в жизнь знания, полученные в течение года;
- проявляет любознательность к математике;
- имеет представление о геометрических фигурах.
Подготовительная работа:
- непосредственно организованная образовательная деятельность по разным образовательным областям в течение года;
- изучение геометрических фигур;
- дидактические игры математического содержания («Геометрическая мозаика», «Танграмм», «Найди недостающую фигуру в ряду» и др.)
Материалы и оборудование :
Фланелеграф, магнитофон, интерактивная доска, мел, магнитная доска, карточки с цифрами, магниты, куб, игра «Найди недостающую фигуру в ряду»;
На каждого ребенка: кубики, шарики, карточки с цифрами и знаками, геометрические фигуры, листы в клетку, простой карандаш
№ Этапы, продолжительность Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей
1. Организационно – мотивационный этап Воспитатель: - Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем друг друга
Звучит мелодия " В гостях у сказки"
- Вы любите сказки?
- Сегодня утром я встретила одного сказочного героя, и он очень хотел с вами увидеться. Отгадайте, кто это.
- Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч.
Прыгнул со стола на пол и от бабушки ушел.
У него румяный бок. Кто же это? Подгрупповая форма.
Словесные методы; беседа.
Игровой прием Дети приветствуют друг друга и педагога в игровой форме, отвечают на вопросы.
- Да, любим
- Колобок
2. Основной этап
2.1. Этап постановки проблемы Воспитатель детям показывает колобка в виде кубика.
В: - Кубик может быть колобком?
Воспитатель раздает всем детям кубики, чтобы рассмотреть и потрогать углы, грани и ребра
В: - Правильно, у куба есть углы.
- А ещё что есть у куба?
- Покажите
- Как вы думаете, может кубик кататься?
В: - А какой формы должен быть колобок?
- Правильно (раздает всем детям пластмассовые шарики).
- Возьмите в руки шарики и покатайте между ладошек.
- Шарику что-то мешает кататься?
(на экране появляется колобок, здоровается с детьми). Подгрупповая, индивидуальная.
Словесные: беседа, вопросы.
Подведение детей к проблеме
- Нет, потому что у него есть углы.
- У куба есть грани и ребра
(дети показывают).
- Нет, грани, ребра и углы мешают кубу кататься. (убирают кубики в коробочку)
- Круглой.
(дети катают шарики между ладошек)
- Нет, шарику ничего не мешает кататься
(убирают шарики, здороваются с колобком)
2.2. Этап ознакомления с материалом В : - Веселый, доверчивый колобок!
Помните, сколько опасностей было на его пути?
Но сегодня мы постараемся ему помочь избежать неприятностей.
Поэтому вы должны быть внимательными и быстро находить правильные ответы. А теперь проходите на свои места.
- Надоело нашему колобку лежать, пора в путь дорогу.
Катится колобок, а навстречу ему заяц.
(на экране появляется изображение зайца, попавшего в капкан)
В: - Здравствуй, заяц. А почему ты грустный?
Заяц: - Здравствуйте. Я попал в капкан, помогите мне освободиться.
В: - А что мы должны сделать?
Заяц: Вот записка, в ней написано, как можно открывать капкан, только читать я не умею.
В: (берет записку)
Не волнуйся, мы тебе поможем. Дети, нам нужно выполнить непростое задание. Разомнем пальцы.
Пальчиковая гимнастика
Стоит в поле теремок (Ладони обеих рук соединть под углом)
На двери висит замок (пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк (ритмично постукивать друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Дерг – дерг, (тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)
Дерг-дерг (Руки, сжатые в замок, движутс влево - вправо)
Пришел Петя – петушок (пальцы разжимаются и сжимаются)
И ключом открыл замок. (отпуская руки, развести их широко в стороны)
Графический диктант «Ключ»
В: - Поможем зайчику? Выручим его из капкана?
- Тогда слушайте внимательно задание
- От точки 3 клетки вправо, 3 кл. вниз, 1кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз,1кл. влево, 6 кл вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
В: - Что у вас получилось?
- Вы догадались для чего он нужен? Подгрупповая
Беседа, чтение произведения. Слушают текст, отвечают на вопросы
Дети садятся за столы
Дети выполняют разминку
- Да, поможем.
- Ключ.
- Чтобы открыть капкан
2.3. Этап практического решения проблемы Заяц: - Спасибо вам, друзья, вы верно выполнили задание. Капкан открылся, и я снова могу прыгать и веселиться.
- Хочу попросить вас еще отгадать загадки:
Игра «Узнай меня»
- Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
- Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте, дети, дружно –
Получился бы …
- Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
- Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи, точно родные сестренки.
Прямоугольнику я брат, А зовут меня …
- Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Заяц: - Молодцы, все фигуры назвали и показали правильно.
В: - А колобок покатился дальше. Навстречу ему волк.
Колобок: - От чего грустишь, зубастый?
Волк: - Как же мне не грустить.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решать задач!
Помогите мне, ребята,
Все расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам.
В: - Дети, научим волка составлять и решать задачи?
(Составление и решение арифметической задачи на наглядной основе - фланелеграф)
В: - Посмотрите, сколько зайцев сидит под елкой? Сколько зайцев к ним прибежало? (Воспитатель ставит еще 3).
- Составим про них задачу.
В: - О ком задача?
- Что говорится о зайцах?
- Сколько их было сначала?
- Сколько прибежало потом?
- Зайцев меньше или больше стало?
- Если больше то, что нужно сделать сложить или вычесть?
- Какой вопрос в задаче?
- Составим задачу. (приглашается к доске ребенок)
В: - Давайте обозначим решение цифрами и знаками.
Волк: - Спасибо, колобок, тебе и твоим друзьям за то, что научили меня решать задачи.
- До свидания.
В: Дети, вам нравится путешествовать с колобком? Сейчас покажем колобку, что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок.
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три. (Наклоны туловища влево-вправо)
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели)
Разомнем мы ножки.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
В: - Покатился колобок дальше.
Навстречу ему медведь,
Да как начал реветь!
Погодите, медведь, не ревите…
Объясните, чего вы хотите?
Медведь: - В лесной школе мне дали задание – вставить недостающие геометрические фигуры в таблицы, а я не могу справиться.
В: - Поможем мишке справиться с заданием?
- Сколько всего таблиц у мишки?
- Предлагаю вам поделиться на 3 команды по желанию. Посмотрим, какая команда быстрее правильно выполнит это задание
Дидактическая игра «Найди недостающую фигуру в ряду»
Медведь: - Большое спасибо, я наконец-то понял, как выполнять это задание. Вы все большие молодцы, все выполнили правильно и быстро. Победила дружба.
- А мне пора в лесную школу. До свидания.
В: - Покатился колобок дальше, а навстречу ему лиса.
Лиса: - Здравствуй колобок, здравствуйте ребята. Как хорошо, что вы пришли. Помогите мне, пожалуйста. Я обещала подругам подарить свою фотографию, а у меня только одна осталась. (На фланелеграфе картинка – образец). Мои маленькие лисята играли и нечаянно порезали фотографии на кусочки. Вы не смогли бы их сложить.
Дидактическая игра «Танграм»
(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы)
В: - Из каких геометрических фигур состоит изображение лисы?
- Посмотрите внимательно, запомните и соберите по памяти
(Лиса благодарит за помощь, прощается и уходит). Индивидуальная, подгрупповая. Практические; дидактическая игра
Словесные; вопросы. ответы, выводы.
Наглядные: дид. игра У каждого ребенка на столе лежат геометрические фигуры
Называя отгадки, дети показывают соответствующую фигуру
- Круг
- Овал
- Треугольник
- Квадрат
- Прямоугольник
- Конечно, научим
- 4
- 3
- О зайцах.
- Они сидели под елкой
- 4
- 3
- Больше
- Сложить, добавить, прибавить
- Сколько стало зайцев под елкой?
Ребенок:
- Под елкой сидели 4 зайца, к ним прибежали еще 3.
- Сколько зайцев стало под елкой?
Ребенок пишет мелом на доске решение 4+ 3 = 7, либо прикрепляет соответствующие карточки на доску, говорит ответ
Остальные выполняют то же самое задание у себя за столами (работа с карточками)
- До свидания, волк
Дети выполняют разминку
- Да
- 3
Дети делятся на команды
- рассматривают верхний ряд, далее второй и остальные, определяют, каких фигур не хватает в этих рядах, добавляют недостающие
(всего 6 рядов)
- До свидания, мишка.
- 5 треугольников, 1 ромб,1 прямоугольник
Дети выполняют задание
3. Заключительный этап В: - Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с колобком?
- Давайте вспомним, с кем мы встречались?
- Что делали?
- Что понравилось?
- Какое задание было самым трудным?
В: - Вы большие молодцы! Были внимательны, сообразительны, а главное, вы очень добрые и отзывчивые, никого не оставили в беде, всем помогли. Колобку пора возвращаться к дедушке и бабушке.
Колобок:
Ну что же, милые друзья,
Я рад, что вы не подвели меня.
Каждый – просто молодец!
Путешествию – конец.
С математикой дружите,
Знания свои копите,
Пусть помогут вам старанье,
Память, логика, внимание!
(дарит ребятам подарки – изображения героев сказки из геометрических фигур) Словесные
ответы
Отвечают на вопросы