Ирина Кузнецова
Конспект занятия по лексической теме «Деревья» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема «Деревья»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений об изменениях, происходящих в природе осенью. логопедическое занятие на лексическую тему Активизация словаря по теме «Деревья» Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме родительного падежа с предлогом, согласование прилагательных с существительными в роде и числе).
Коррекционно-развивающие цела. Развитие длительного выдоха, речевого слуха, связной речи, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики.
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Деревья“ для старшей группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, игра «Разноцветные листья», контейнер с цветными карандашами, контейнер с перышками.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Сядет тот кто назовёт дни недели.
II.Основная часть.
1. Игра «Разноцветные листья». [Расширение и активизация словаря по теме «Деревья» (относительные прилагательные). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы существительных в родительном падеже с предлогом с, согласование прилагательных с существительными в роде и числе).]
Логопед помещает на наборное полотно два листа картона, на которых изображены клен, каштан, рябина, дуб, сосна, ель.
Логопед. Вы узнали деревья, которые растут в лесу? Покажите и назовите их.
Дети по очереди выходят к наборному полотну, показывают и называют деревья. Логопед раскладывает перед детьми карточки с изображением листьев деревьев. Карточки снабжены «липучками».
Логопед. А вот и листья этих деревьев. Вы должны отгадать, с какого дерева упал каждый из них, закрепить листок рядом с этим деревом и вспомнить, какой это листок.
1-й ребенок. Этот листок упал с клена. Кленовый листок.
2-й ребенок. А этот листок упал с рябины. Рябиновый листок.
3-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.
4-й ребенок. Эти иголочки с елки. Еловые иголки.
5-й ребенок. А эти иголочки с сосны. Сосновые иголки.
6-й ребёнок. А этот листок упал с берёзы. Берёзовый листок.
7-й ребенок. Вот это листок с дуба. Дубовый листок.
Логопед. С какого же дерева упал последний листок?
Дети. С каштана.
Логопед. Мы назовем его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить. А теперь представьте, какого цвета листья деревьев осенью, и расскажите мне про каждый из них. Послушайте, как я расскажу про еловые иголки. Это — зеленые еловые иголки.
1-й ребенок. Красный кленовый листок.
2-й ребенок. Оранжевый рябиновый листок.
3-й ребенок. Коричневый дубовый листок.
4-й ребенок. Зеленые сосновые иголки.
5-й ребенок. Желтый лист каштана.
6-й ребёнок. Жёлтый берёзовый листок.
7-й ребёнок. Коричневый дубовый листок.
Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием.
2. Общая артикуляционная гимнастика.
Логопед приглашает детей к зеркалу и проверяет, правильно ли они сели, а затем предлагает сделать несколько упражнений общей артикуляционной гимнастики.
Логопед. Давайте сделаем упражнение «Пузырь». Плотно сомкните губы. Надуйте щеки. Медленно выдавливайте кулаками воздух? через плотно сжатые губы. Посмотрите, как я делаю это упражнение.
Дети выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.
Логопед. Следующее упражнение называется «Шарики». Попробуйте набрать воздух то под одну, то под другую щеку при плотно сомкнутых губах. Посмотрите, как это делаю я.
Дети вновь выполняют упражнение три раза. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.
Логопед. А теперь сделаем упражнение «Маятник».
Широко откройте рот, вытяните язык, напрягите его, касайтесь острым кончиком языка то левого, то правого уголка губ. Следите, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Посмотрите, как это упражнение делаю я.
Дети выполняют упражнение три раза под контролем логопеда. После каждого выполнения логопед предоставляет им возможность отдохнуть и проглотить слюну.
Логопед. Вы очень хорошо выполнили все упражнения. Молодцы!
3. Работа в тетрадях [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи. Активизация словаря по теме «Деревья» (относительные прилагательные). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе)]
Логопед раздает детям тетради. Ставит на стол контейнер с цветными карандашами.
Логопед. Что вы видите?
Дети. Листочки.
Логопед. Изображения листочков наложены друг на друга для того, чтобы задание было сложнее выполнять. Но сначала послушайте стихотворение.
Он до поздней осени
Весь стоит зеленый.
Значит, он выносливый.
Значит, закаленный.
Дети. О дубе.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. На дубе листья долго остаются зелеными.
Логопед. Обведите дубовый листок пальчиком.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь возьмите зеленый карандаш, обведите и раскрасьте листок.
Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они правильно сидели и правильно держали карандаш.
Логопед. А второй листок вы узнали?
Дети. Это кленовый листок.
Логопед. Каким он может быть осенью?
Дети. Красным.
Логопед. Обведите кленовый листок красным карандашом.
Дети выполняют задание.
Логопед. Какой листок получился?
Дети. Красный кленовый листок.
Логопед. Хорошо. Закройте тетради.
Логопед убирает тетради и карандаши.
4. Подвижная игра «Листья». [Координация речи с движением. Совершенствование умения прыгать с продвижением на носках ног. ]
Логопед приглашает детей на ковер, где лежит кольцо из веревки.
Логопед. Давайте представим, чтобы мы превратились в осенние листья. вспомним Только на этот раз листья будут кружиться вокруг лужи, которую мы обозначим синей веревочкой, на опушке леса.
Дети выполняют упражнение.
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся, расставив руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают. И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Кружатся на носочках.
5. Упражнение «Лебединые перышки». [Развитие силы и длительности выдоха. Закрепление представлений об изменениях, происходящих в природе осенью]
Дети и логопед остаются стоять на ковре. Логопед достает контейнер с белыми перышками.
Логопед. Напомните, что происходит осенью в жизни перелетных птиц. Начните ответ со слов перелетные птицы.
Дети. Перелетные птицы улетают в теплые края.
Логопед. Почему они это делают?
Дети. Осенью становится холодно, прячутся насекомые, погибают растения, птицам нечем питаться.
Логопед. Правильно. Названия каких перелетных птиц вам известны?
Дети. Гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи.
Логопед. Над лесом, где мы с вами сегодня гуляем, пролетела стая лебедей. Лебеди потеряли вот эти перышки. Возьмите по одному перышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Давайте подуем на перышки так, чтобы они закружились в воздухе. Делайте вдох и выдох по моей команде. Не надувайте щеки.
Упражнение проводится 3—4 раза, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
6. Упражнение «Будь внимательным. (Развитие речевого слуха, памяти, мышления).
Логопед. Теперь я хочу проверить, насколько вы внимательны. Сейчас я буду произносить слова. Постарайтесь их запомнить и определить, какое из этих слов не имеет отношения к осени. Дождь, листопад, метель, гриб. Какое слово лишнее? Почему вы так думаете?
Дети. Лишнее слово метель. Метель бывает зимой.
Логопед. Дуть, опадать, собирать, загорать.
Дети. Лишнее слово загорать. Люди загорают летом.
Логопед. Дождливый, пасмурный, морозный, золотой.
Дети. Лишнее слово морозный. Морозные дни бывают зимой.
Логопед. Вы были очень внимательными. Я горжусь вами.
7. Логопед на доске чертит схему предложения из двух слов и задает вопросы ученикам:
«Что изображено? (Предложение)
Как вы догадались, что эта схема обозначает предложение? (Начало предложения показано уголком, а конец предложения — точкой)
Что обозначают первое и второе слова в этом предложении (Предмет, действие предмета)
8. Игра «Сосчитай» (проводится с мячом)
Один лист- 2…. 5….
Один корень-2…. 5….
Одна ветка-2….5….
Одно дерево-2…5…
Одна почка-2…5….
Одна берёза-2…. 5…
Один дуб-2…. 5….
Одна осина-2…. 5….
III. Окончание занятия. [Оценка работы детей] Логопед. Отлично. Вы выполнили все мои задания и порадовали меня и предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, какие задания оказались им интересными.