Ольга Бунтукова
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Натюрморт» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект по изобразительной деятельности «Натюрморт» для детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание
Изобразительные задачи :
1)Учить рисовать натюрморт, состоящий из груши каплевидной формы и банана вытянутой, овальной формы, заостренный к обоим концам.
2) Учить передавать части предмета у груши: изогнутую веточку.
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности „Натюрморт“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
3)Учить рисовать банан и грушу, соответствующие натуре: банан желтого цвета и грушу, основной цвет зеленый, бока груши желтые.
4)Учить выбирать горизонтальный формат листа для изображения.
Технические задачи:
1)Продолжать учить правильно держать кисть.
2)Продолжать учить дожидаться пока высохнет краска одного цвета, для нанесения другого.
3)Продолжать учить выбирать цвет в соответствии с изображаемым образом.
Развивающие задачи:
1)Обогатить словарь детей новыми словами — каплевидная форма, вытянутая, овальная, заостренная к обоим концам форма.
2)Развивать у детей мышление, в частности, мыслительную операцию — анализ, для того чтобы дети могли анализировать рисунки других детей.
3)Развивать внимание.
Воспитательные задачи:
1)Воспитывать желание помогать окружающим; бережно относиться к изобразительным материалам.
Предварительная работа:
Проведение беседы о фруктах, рассмотрение иллюстраций с изображением банана и груши, провести занятие по аппликации, чтение художественной литературы – «Сказка про белого медвежонка» и «Про обезьянку», беседа о Северном Полюсе и о Южных странах.
Демонстрационный материал:
Изображение натюрморта, состоящего из банана и груши, динамический образец.
Раздаточный материал:
Тонированный лист формата A4 (по количеству детей, краски гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.
Методы и приемы:
Использование образца, сенсорное обследование, вопросы к детям, использование динамического образца, а также варианты образцов, использование тестовых рисунков, показ способов действий, анализ работы.
Организация детей :
На первой части занятия дети сидят полукругом перед мольбертом, затем садятся за свои столы, где приготовлено все необходимое для рисования натюрморта.
Ход работы:
Сенсорное обследование:
— Ребята, какую сказку мы вчера читали?
— Правильно, о белом медвежонке.
— И к нам в гости сегодня пришел белый мишка (воспитатель достает медвежонка). Он рассказал мне такую историю. К ним на северный, волшебный остров, случайно попала обезьянка. Дети кто знает, что едят обезьянки?
— Правильно. Обезьянки питаются фруктами. А на севере фруктов нет, давайте сегодня мы побудем волшебниками и нарисуем их, а мишка увезет рисунки с собой, а там, с помощью волшебства, превратит их в настоящие, и обезьянка сможет их съесть. Ну что волшебники, поможем мишке?
— Давайте произнесём заклинание, которое превратит нас в волшебников.
Взмахом палочки волшебной
Я чудесный мир открою
Вместе мы перенесемся
В гости к сказочным героям.
— Вот теперь мы волшебники.
— А нарисуем мы сегодня грушу и банан. Давайте подробнее с ними познакомимся. Посмотрите внимательно на банан.
— Скажите мне, волшебники, на что похож банан?
— Правильно. Какой формы банан? (обрисовывающий жест по всему контуру банана)
— Волшебники, а одинаковые ли у банана концы? (обрисовывающий жест концов банана)
— Молодцы. Какой по цвету банан?
— Все верно, волшебники. Молодцы!
Теперь давайте посмотрим на грушу.
— На что похожа груша?
— Верно, а какой она формы? (обрисовывающий жест)
— Правильно. Волшебники посмотрите, какая часть у груши меньше? (обрисовывающий жест верхней части груши)
— Волшебники, а какая часть груши больше? (обрисовывающий жест нижней части груши)
— Молодцы. Волшебники, посмотрите внимательно, а какого цвета груша?
— Правильно. А везде ли груша одинакового цвета? (показываем на бока груши)
— Верно. А что еще есть у груши? (обрисовывающий жест веточки)
— Правильно. А на что похожа веточка?
— Молодцы. Волшебники, посмотрите, где расположена веточка?
— Верно. Какого цвета веточка у груши?
— Волшебники, а как расположены банан и груша?
— Правильно. Волшебники, посмотрите, а откуда мы будем начинать рисовать банан?
Молодцы, волшебники. Вот такие сочные, вкусные фрукты мы с вами сегодня нарисуем.
Показ способов действий:
— Волшебники, а сейчас садитесь на свои места, и я вам покажу как будем рисовать. Волшебник Дима как я расположила лист бумаги?
— Правильно. Волшебник Аня, а почему я расположила лист горизонтально, а не вертикально?- для того, чтобы фрукты поместились на лист.
— Верно. Рисовать будем крупно, в центре. Волшебники, а с чего начнем рисовать наш натюрморт?- с груши.
— Верно.
— Берем кисть в правую руку. Волшебник Маша, как надо правильно взять кисть?
— Да, берем кисть тремя пальцами ближе к железному наконечнику. Обмакиваем кисть в воду, если много воды на кисточке — убираем ее о края баночки. Что теперь мне нужно сделать? Волшебник Миша, что мне нужно сделать?
— Правильно. Обмакиваю весь ворс кисти до железного наконечника в зеленую краску. Придерживаю лист бумаги левой рукой, отступаю небольшое расстояние от левого края и от верхней линии листа, укладываю весь ворс кисти на листок и начинаю вести линию вниз: плавно ведем линию, делая небольшую выпуклость, а затем также плавно линию с небольшим изгибом во внутрь. Получилась изогнутая линия. Волшебник Света, что получилось? Волшебник Вася, что получилось? Давайте вместе повторим — изогнутая линия.
— Волшебник, это мы нарисовали только одну сторону груши. (в это время воспитатель набирает краску)
— Ставим кисть на начало линии и проводим вторую такую же линию и соединяем ее со второй. Волшебник Катя, что у нас получилось? Теперь нам надо ее закрасить. Набираем на кисть краску, чуть-чуть касаясь первой линии, проводим такие же две. Посмотрите, получилась груша, но наша груша с желтым боком.
— Волшебник Дима, что мне нужно сделать?
— Правильно, нужно сполоснуть кисть и набрать желтую краску. Не дожидаясь пока краска высохнет, наносим желтую краску с одного бока.
— Волшебники, посмотрите, как я рисую желтые бока. Какую линию я провожу? Волшебник Глеб, какую? Правильно, изогнутую линию.
— Волшебники, посмотрите, такую грушу мы нарисовали? Правильно. А чего не хватает? Верно, у нашей груши еще есть веточка. Волшебник Ваня, что надо сделать? Промыть кисть и набрать коричневой краски.
— Посмотрите, как мы ее будем рисовать? Одним приложением всем ворсом кисти. Волшебники, посмотрите, мы с вами нарисовали грушу. Что теперь мы будем рисовать? Верно, сейчас мы нарисуем банан.
— Волшебники, что надо сделать для того, чтобы начать рисовать банан. Волшебник Стас, что мы сделаем?
— Правильно, нужно промыть кисть и обмакнуть в желтую краску. Волшебники, посмотрите внимательно, с какого места я начинаю рисовать? Волшебник Федя?
— Молодец. Находим у груши серединку, ставим кончик и постепенно опуская кисть на весь ворс, мы проводим дугу изогнутую вниз, постепенно поднимая кисть на кончик. Волшебник Катя, у меня закончилась краска, что мне надо сделать?
— Правильно. Затем мы проводим вторую такую же линию. Волшебники, посмотрите, у нас получился банан? Да. А все вместе у нас получился натюрморт, состоящий из груши и банана.
Тестовые рисунки:
— Волшебники, посмотрите, художник нам нарисовал несколько таких натюрмортов, но в них допущены ошибки. Давайте внимательно посмотрим и поможем художнику найти их. (Воспитатель показывает первый рисунок на форму груши)
— Волшебники, посмотрите на эти три картинки, какой рисунок правильный?- третий.
— Верно. Как вы думаете, почему? Волшебник Марина, а почему именно эта картинка, а не первая и не вторая?
— Потому что на первой и второй, форма груши не соответствует.
— А сейчас немного отдохнем.
Мы идем во фруктовый сад. (шагаем на месте)
Вдыхаем груш и бананов аромат. (вдох — выдох)
Хотим сорвать груши с дерева. (поднимаемся на носочки, тянем руки)
Может быть, допрыгнем до них? (прыгаем)
Нужно поставить лестницу. (имитируем подъем по лестнице)
Срываем груши и кладем в корзину. (имитируем сбор груш)
Груши собрали, теперь отдохнем. (садимся)
Самостоятельная деятельность детей :
— Волшебники, как правильно нужно сидеть?
— Молодцы. Все выпрямим спинки и сядем правильно.
— Волшебники, много краски на кисть не берем, хорошо промываем кисть и не оставляем кисточки в банках, учимся бережно относиться к изобразительным материалам.
— Волшебники, какой формы должна получиться груша? Волшебник Аня, какой формы?
— Молодец. Давайте все вместе повторим, каплевидная форма. А банан, волшебник Настя?
— Верно. Давайте повторим, вытянутый, овальный, заостренный к обоим концам.
— Волшебники, посмотрите еще раз на образец, чтобы вспомнить, как рисуются груша и банан.
— А теперь превращаемся обратно:
Взмахом палочки волшебной,
Мир чудесный закрывается
И герои сказок
С нами попрощаются.
Анализ детских работ:
Ребята, посмотрите внимательно, на каком рисунке получилась груша каплевидной формы?
— Диана, молодец. А какой, на ваш взгляд, овальный, вытянутый, заостренный к обоим концам банан, получился лучше всего из всех рисунков.
— Катя, молодец. А у всех ли груша нужного цвета?
— Вася сегодня меня не внимательно слушал, много отвлекался, и у него не получилось передать цвет груши.
— Ребята, какие же вы молодцы. Обезьянка будет очень рада. Спасибо вам за ваши рисунки, северный мишка заберет их с собой на волшебный остров.