Анна Холмогорова
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развивать познавательный интерес к природе родного края.
Задачи.
- Уточнить представления детей о характерных признаках зимы;
- Обобщить знания детей о животных и птицах нашего края; классифицировать птиц на зимующих и перелётных, уточнить знания детей о питании зимующих птиц;
- Развивать связную речь, образовывать притяжательные прилагательные;
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Предварительная работа. Беседы о птицах и животных нашего края. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение художественной литературы: Скребицкий Г. А. «Четыре художника», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Зотов «Лесная мозаика».
Дидактические игры: «Покорми птиц», «Перелётные и зимующие», «Найди по следу».
Материалы: Иллюстрации зимней природы, макеты деревьев зимой, изображение зимующих и перелётных птиц, мяч, изображение следов зверей.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Дети, вы любите отгадывать загадки?
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла.
Дети: Зима!
Воспитатель: Правильно! Зима – владычица трёх месяцев. Каких? (Декабрь, январь, февраль). Какие приметы зимы вы знаете? (Ответы детей).
- Предлагаю вам отгадать загадки о зимних явлениях природы:
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке
(снежинки)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт?
(иней)
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось
И не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(снег)
Рыбам в зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло.
(лёд)
Все его зимой боятся
- Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице … (мороз).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
Солнце скроет, с ветром воет,
Небо синее закроет
И позёмкой стелется
Зимняя (метелица)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня я предлагаю заглянуть в зимний лес. Сядьте на ковёр, закройте глаза, слушайте и представляйте.
Воспитатель читает отрывок из произведения Г. Скребицкого «Четыре художника»:
«Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам-то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела.
Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, зима тоже в белые шубки одела».
Воспитатель: В лесу сейчас холодно, лежит глубокий снег. Как мы должны одеться, чтобы не замёрзнуть? На чём мы можем пройти по лесу? (Ответы детей.).
Воспитатель: Надеваем лыжи и идём в зимний лес. (Имитация ходьбы на лыжах)
- Посмотрите, какое необычное дерево. Снимем лыжи и тихонечко подойдём к нему. На ветках сидят птицы. Внимательно посмотрите и найдите птиц, которые останутся зимовать с нами.
Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы».
(Дети распределяют изображения птиц на зимующих и перелётных)
- Как назвать одним словом птиц, которые остаются зимовать?
(Дети: Зимующие)
- Как назвать одним словом птиц, которые улетают в тёплые края?
(Дети: Перелётные)
- Почему улетает ласточка, а дятел остаётся? (Ответы детей).
- Правильно. Ласточка питается насекомыми, которые летают, а зимой их нет. Дятел добывает насекомых из-под коры деревьев, или питается семенами из шишек.
- Самое страшное для птиц зимой не холод, потому что к зиме вырастает подпушек под пёрышками; самое страшное - голод. Когда мало корма, для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они погибнут. Как мы можем помочь птицам? (Ответы детей).
Игра с мячом «Чем угостим?»
Воробья –крошками;
Синицу – салом, семечками;
Снегиря – ягодами рябины;
Голубя – пшеном;
Свиристель- ягодами дикой яблони.
Воспитатель: Молодцы! Птицы говорят вам: «Спасибо!».
Динамическая пауза.
-Предлагаю превратиться в зайчат!
Дети выполняют движения по тексту
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
Воспитатель: Если хорошо приглядеться, то на снегу можно увидеть узоры разных следов. Если есть следы, значит их кто-то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались. Мы тоже узнаем, какие звери зимуют в нашем лесу. (На ковре разложены изображения следов зверей. Воспитатель предлагает детям пройти по запутанным следам, дойти до конца и найти зверя, который оставил след. Звери спрятаны под «сугробы» из белой салфетки.)
Дидактическая игра «Чей след?»
След зайца – заячий
След лисы – лисий
След белки – беличий
След волка - волчий
След медведя – медвежий
След лося – лосиный
-Молодцы правильно прочитали лесную азбуку. Давайте вспомним, как звери проводят зиму.
Дети читают стихи Г. Ладонщикова «Зимние картинки»:
Белка спряталась в дупло –
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
Воспитатель: Наше путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Встаём на лыжи и выходим из леса. (Имитация ходьбы на лыжах).
- Вот мы и в детском саду!
-Что вы чувствовали во время нашего путешествия?
-Что вам больше всего запомнилось?
- Ребята, а вам нравится зима? Чем она вам нравится? (Ответы детей).
- Давайте мы свами пойдём на улицу и полюбуемся на зиму, поиграем в снежки, слепим снеговика.