Людмила Карасева
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Цветы Жостова» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Цветы Жостова»
Форма НОД: совместная деятельность
Форма организации НОД: групповая
Цель: изготовить подносы по мотивам жостовской росписи
Задачи:
Публикация «Конспект по художественно-эстетическому развитию „Цветы Жостова“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. ИЗО, поделки, рисование
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
• образовательные: продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса. Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимости от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.). Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет, размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов, приемам лепки, научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы «жостовского узора» и составлять узоры из этих элементов;
• развивающие : развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и умение взаимодействия в общей работе по дизайну – оформлению, развивать мелкую моторику, развивать координацию пальцев, умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.
• воспитательные: воспитывать у детей способности в дизайнерском искусстве оформления, поощрять у детей желание заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.
Планируемые результаты работы (исходя из цели и задач) : дети знают и называют элементы, этапы работы, размещение и композицию цветов в Жостовской росписи, активны, любознательны, творчески проявляют себя в продуктивной деятельности, могут работать в микрогруппах, устанавливать партнерские отношения.
Целевые ориентиры: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям; обладает развитым воображением, активно взаимодействует со сверстниками; ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности); достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; участвует в совместных играх; он подвижен, может контролировать свои действия и управлять ими; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; обладает начальными знаниями о народных промыслах.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному творчеству
Знакомство с жостовской росписью
Экскурсия в «Центр творчества» в группе
Выставка подносов из Жостова
Д/и «Составь узор»
Лепка садовых и полевых цветов из пластилина и соленого и теста
Раскраски с мотивами жостовской росписи
Чтение стихотворения П. Синявского «Жостово»
Заучивание пословиц и поговорок о мастерах, мастерстве
Методические приемы: словесный, наглядный, игровой, проблемный.
Виды деятельности в НОД: познавательная, продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Словарная работа: композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово, народные умельцы, подносы.
Создание условий для организации и проведения НОД: шаблоны подносов из картона разной формы на каждую микрогруппу детей, стеки, колпачки от фломастеров, дощечки для лепки, салфетки, альбомы по народным промыслам, выставка жостовских подносов, пластилин разного цвета.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивация к деятельности.
Воспитатель:
С добрым утром, с новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
(дети собираются на ковре)
-Ребята, а вы любите разгадывать загадки, головоломки?
- Поможете мне сложить слово из рассыпавшихся букв?
(достает из конверта карточки с буквами, дети складывают слово и читают его).
_-Что у нас получилось? (МАСТЕР)
-Кого называют мастером? Что означает это слово?
Воспитатель:
В самых разных уголках России,
Издавна живут мастеровые.
Знаменитые ремёсла представляют,
Матушку Россию прославляют!
Шьют одежду, валенки катают,
Без гвоздей святые храмы собирают,
Дымковские делают игрушки,
В Туле льют колокола и пушки.
В Жостове - подносы расписные,
В Палехе - шкатулки именные,
Гжель - своей посудой удивляет,
Павловский Посад платками зазывает.
Это часть того, что мастера умеют,
Знания и опыт не скудеют,
Бисером иконы вышивают,
В "батик" всех красавиц одевают!
Вкус любой, желания любые,
Выполняют руки "золотые",
Славится Россия мастерами,
Испокон веков гордится вами!
Людмила Несторяк
Воспитатель:
-Народ уважал и ценил мастеров, поэтому сложил много пословиц и поговорок о таких людях.
-Хотите сыграть со мной в игру «Распутай путаницу»?
( Цель: восстановить из частей пословицы и поговорки
Дело мастера боится
Работа мастера хвалит
Каков мастер, такова и работа
Мастер дела за все берется смело)
2. Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, что за предмет я держу в руках? Для чего он предназначен? А сделали его золотые руки мастера, хотите узнать как?
(дети рассаживаются на ковре, просмотр презентации «Жостовские подносы- великое искусство»)
Воспитатель предваряет просмотр словами:
Поднос из Жостова – великое творенье.
Не каждый знает путь его изготовленья.
Оттачивалось то нелёгкое уменье
Из века в век, из поколенья в поколенье.
Листу железа мастер для начала
Задуманную форму придавал.
И чтоб готовая поверхность засияла,
Её он черным лаком заливал.
Чтоб на подносе рисовать потом,
Он подмалёвку начинал.
И строил форму, и объём,
И цветовую гамму намечал.
И вот уже на черном, гладком поле
Прекрасные букеты расцвели.
И тоненькие, гибкие травинки
Со всех сторон цветочки оплели.
Борта подноса по краям
Орнамент мелкий украшает.
И под конец отделанный поднос
Умелец ярким глянцем покрывает.
3. Продуктивная творческая деятельность –изготовление подноса по мотивам Жостовской росписи-«Цветы Жостова»
Воспитатель:
-Чтобы наши пальчики были послушными, ловкими, я предлагаю вам с ними поиграть.
Пальчиковая игра «Цветы»
Наши алые цветки,
Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Распускают лепестки.
Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Покачиваем кистями рук вправо влево
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки
Медленно сжимаем пальцы в кулачки
Головой качают,
Тихо засыпают.
Покачивание кулачками вперёд - назад
-А теперь я приглашаю вас занять свои места за столами.
Рассказ и показ этапов работы:
-Внимательно посмотрите и послушайте, сегодня мы будем с вами украшать подносы особым способом – рисовать пластилином. Эта техника называется …пластилинография.
1. Отщипываем кусочек пластилина;
2. Катаем шарик;
3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок);
4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру (так со всеми шариками);
5. Катаем шарик для сердцевины;
6. Еще один цветок;
7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;
8. Прикладываем к подносу
(Дети приступают к выполнению работы в микрогруппах,
педагог или дети помогают тем, кто затрудняется).
4. Воспитатель:
-Ребята, как вы себя ощущали в роли настоящих мастеров (похлопать-если понравилось, потопать-если было скучно,неинтересно).
-Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились замечательные подносы! Яркие, сочные, красивые. Давайте организуем Ярмарку подносов по жостовскому промыслу, посмотрим, чей поднос вам нравится больше всего? (звучит народная музыка)
Продавец:
-Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
А на настоящем подносе вас ждет награда за ваш труд – угощение.
(В ходе свободной деятельности можно организовать сюжетно-ролевую игру «Ярмарка»)