Вера Самойлова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе «Хохломская роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию
(изобразительная деятельность)
в подготовительной к школе группе
Тема «Хохломская роспись»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе „Хохломская роспись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Задачи:
- развивать художественные способности, фантазию, закрепить умение рисовать узоры росписи («Художественно-эстетическое развитие»)
- закреплять названия элементов хохломской росписи, обогащать словарный запас словами, используемыми в названиях узоров хохломской росписи, развивать речь («Речевое развитие»)
- закреплять представления о хохломской росписи, её происхождении, этапами производства, воспитывать интерес к народному творчеству («Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приемы:
- практические: физминутка;
- наглядные: демонстрация, рассматривание;
- словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, пояснение.
Материалы:
- заготовки из бумаги в виде тарелок по одной на каждого воспитанника;
- краски гуашевые 6 цветные на каждого воспитанника;
- кисть тонкая и толстая на каждого воспитанника;
- ватные палочки;
- ёмкость с водой на каждого воспитанника;
- салфетки на каждого воспитанника;
Оборудование:
- деревянные изделия с хохломской росписью;
- фотографии с изображением художественных мастерских;
- иллюстрации с изображением процесса изготовления изделий поэтапно;
Детская деятельность: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, восприятие (художественной литературы и фольклора)
Формы и методы организации совместной деятельности: пальчиковая игра, наблюдения, беседы, рисование, рассказывание, чтение
Логика образовательной деятельности
Вводная часть:
1. Воспитатель предлагает воспитанникам обратить внимание на новые предметы, появившиеся в уголке народного творчества (деревянные миска, тарелка, ложка, доска, стакан, расписанные хохломской росписью)
Воспитанники подходят к уголку и называют вновь появившиеся предметы, дают обобщающее название «посуда»
Вызван интерес к народному творчеству, развита монологическая речь.
Основная часть:
1 Воспитатель обращает внимание воспитанников на то, что предметы расписаны красивыми узорами. Воспитатель спрашивает, знают ли дети, из чего сделаны эти предметы и как называется роспись.
Воспитанники рассматривают изделия с хохломской росписью, анализируют свои наблюдения, определяют, из чего сделана посуда, называют вид росписи.
Сформирована способность анализировать и делать вывод.
2 Воспитатель зачитывает стихотворение Л. Ларкиной «Хохломская роспись» Затем рассказывает об этапах процесса изготовления хохломской посуды, сопровождая рассказ демонстрацией фотографий.
Воспитанники внимательно слушают рассказ воспитателя, рассматривают фотографии, знакомятся с процессом изготовления хохломской посуды.
Сформированы представления о процессе изготовления хохломской посуды.
3 Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть орнаменты Хохломы и задаёт вопросы.
- На что похожи узоры? (На травку, на ягоды смородины, рябины, малины, на листочки, цветы)
- Какие цвета используются в хохломской росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый)
Объясняет воспитанникам, почему именно эти узоры и цвета использовали мастера в своих работах.
Воспитатель предлагает превратиться в юных мастеров, придумать каждому свой хохломской узор и раскрасить им приготовленные заготовки в виде тарелок.
Воспитанники рассматривают элементы росписи, находят сходства узоров с растительными орнаментами, знакомятся с названиями узоров, отмечают цветовую палитру, используемую в росписи. Представляют, что они хохломские мастера, фантазируют, придумывают узоры для своей работы.
Освоены названия элементов росписи, получены представления о происхождении узоров хохломы, об используемой палитре цветов. Развита фантазия, сформировано желание воплотить её в рисунке.
4 Воспитатель проводит пальчиковая гимнастика: «Паучок»
Воспитанники выполняют пальчиковую гимнастику, выполняют движения по тексту.
Развита мелкая моторика рук.
5 Воспитатель предлагает воспитанникам расположиться за столами, на которых приготовлены все необходимые материалы для рисования. Напоминает, как называется и рисуется тот или иной узор, демонстрирует на мольберте.
Организует самостоятельную работу.
Воспитанники принимают предложение, садятся за столы. Задают уточняющие вопросы, слушают объяснения, следят за действиями воспитателя. Воплощают задуманное в своём рисунке.
Развиты художественные способности.
Заключительная часть
1 Воспитатель совместно с воспитанниками организовывает выставку работ.
Воспитанники проявляют инициативу в организации выставки своих работ. Помогают воспитателю оформить выставку.
Сформированы коммуникативные качества в общении со взрослым и со сверстниками.
Методическое сопровождение
«Золотые россыпи России»
Хохломская роспись - уникальное явление в России. Название «хохломской» промысел получил от села Хохлома - бывшего скупочного пункта изделий мастеров из близлежащих деревень и сёл. Красочную роспись и удивительную технологию принесли в Поволжье в 17 веке раскольники, среди которых были иконописцы и мастера рукописных книг. Они-то и научили местное население «пламенной росписи». Так появилась в этих местах уникальная по орнаменту и по технике окраски расписная посуда.
Золотой отлив есть, а вот золото никогда не применялось в росписи хохломской посуды. Хохломские мастера с успехом переняли у иконописцев технику письма, но и технологию, с применением которой эффект золота достигался без использования дорогостоящих материалов.
Хохлому не зря называют «пламенной», ведь завершающий этап изготовления изделия проходит в печи.
Процесс изготовления хохломской посуды.
1. Вначале делают заготовку. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «бельем». Готовое изделие хорошо просушивают.
2. Затем изделие грунтуют. Для этого, разведенную водой до жидкого состояния глину, втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.
3. Потом пропитывают льняным маслом, сушат.
4. Затем покрывают изделие олифой. Накладывают 4 слоя олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.
5. Далее идёт лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск, и опять просушивают.
6. Затем наступает время росписи. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Левой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронуться к изделию.
7. После приступают к лачению (покрытию лаком). Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.
Цветовая палитра Хохломской росписи.
Мастерами были люди, любившие петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод, свежестью воздуха, дыханием весны. Всю красоту родной земли они старались отразить в своих изделиях. Поэтому использовали в работах травяной и растительный орнамент - рисовали различные ягоды, травы, украшали работы изображениями листьев.
В росписи использовали цвета красный, чёрный, жёлтый, зелёный, золотистый.
Красный – огонь, любовь, преданность.
Золотой – свет, солнце.
Чёрный – торжественность. На чёрном фоне великолепно смотрятся все цвета»
Название элементов хохломской росписи и их выполнение.
“Осочки” - выполняется легким движением кончика кисточки сверху вниз.
“Травинки” - это мазки с небольшим плавным утолщением.
“Капельки” выполняют, прикладывая кисть к изделию.
“Усики” изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.
“Завитки” выполняют, как и “усики”, только с легким нажимом в середине элемента.
“Рябинки” и “Смородинки” выполняются приспособлением, которое называется “тычок” (можно использовать ватные палочки)
Упражнение для пальцев «Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик)
Паучков на землю смыл.
(Хлопок ладонями по коленям)
Солнце стало пригревать,
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)
Стихотворение
«Хохломская роспись»
Резные ложки и ковши ты разгляди ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.
Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки, здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют Хохломой»
Л. Ларкина