Елена Мешкова
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Хлеб наше богатство»
▼ Скачать
Раздаточный материал: карточки с заданиями, счетные палочки, карандаши, геометрические фигуры, раскраски для рефлексии.
Оборудование: мольберт, карточки с картинками и цифрами для игры, оборудование для игры в магазин, игровой материал (хлебобулочные изделия, дидактическая игра «Что сначала, что потом?», декоративный дом, перчаточная кукла «Бабушка», праздничный стол
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе „Хлеб наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
ЦЕЛЬ: создание условий для формирования и расширения элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, закрепление знаний детей о хлебобулочных изделиях.
ЗАДАЧИ образовательной программы
• продолжать учить считать в пределах 5, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?».
• развивать пространственное восприятие;
• совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб).
• продолжать закреплять умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера, употребляя слова самый большой, маленький, больше, меньше;
• упражнять в счёте предметов на ощупь;
• активизация активного словаря в ходе занятия. Формирование умения отвечать полным предложением, давать развернутые ответы.
• совершенствовать умение согласовывать существительные и числительных;
• воспитывать активность, инициативность, навыки сотрудничества в игровой и учебной деятельности;
• воспитать уважительное отношение к труду людей, к хлебу, познавательный интерес, желание активно работать на занятии.
Ход занятия
Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте подарим др. др. маленькое солнышко - нашу улыбку! А теперь подарим солнышко нашим гостям, чтоб им стало тепло и хорошо! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? (о хлебе и хлебных изделиях)
Воспитатель: какие хлебобулочные изделия вы знаете? (Хлеб, батон, булка, бублики, пирожки, сушки, печенье, сухари, рогалики, слойки, ватрушки, калачи, торты и др)
Воспитатель: -давайте вспомним, как хлеб растёт.
Вырос в поле колосок, (сидят на корточках)
Он не низок, не высок. (постепенно поднимаются)
Налетел ветерок, закачался колосок. (поднимают руки вверх, качают)
Мы в поле придем, (ходьба на месте)
Колоски соберем, (наклон)
Муки натолчем, (кулаком одной руки стучат по ладони другой)
Каравай испечем. (сжимают кисти рук)
Вырос он под синим небом, (встают на носочки и поднимают руки в верх)
А пришел на стол к нам хлебом. (разводят руки в сторону)
Воспитатель: ребята, рассмотрите картинки внимательно, вспомните, какой путь проходит хлеб от поля до магазина, и расставьте картинки по порядку на мольберте. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель: молодцы, справились с заданием, а теперь внимательно послушайте стихотворение и проверьте, правильно ли вы расставили картинки.
В понедельник хлеб собрали
И свезли на элеватор,
А во вторник хлеб смололи.
Стал мукой тот хлеб, ребята.
В среду же муку грузили
И везли скорей в пекарню,
Тесто там в четверг месили
Пекари – большие парни.
В пятницу пекли в печи
Хлеб, баранки, калачи.
А в субботу мы купили
Хлеб душистый, золотистый.
И теперь мы точно знаем:
Он родился в поле чистом.
Воспитатель: почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб? (Много надо труда, чтобы изготовить хлеб. Путь от земли до стола хлеб проходит долгий)
Воспитатель: хлеб всегда будет самым главным на нашем столе. И к хлебу надо относиться бережно!
Воспитатель: ребята, а вы бы хотели отправиться в небольшое путешествие к бабушке в деревню?
Воспитатель: мы пойдем по ровненькой дорожке, через кочки, через горки и ямки, и придем к бабушкиной избушке. А пока мы с вами идем, мы будем весело приговаривать: «По ровненькой дорожке (2 раза, 1,2,3,4,5 и все вместе 1,2,3,4,5, еще раз 1,2,3,4,5, по камушкам, по камушкам (2 раза, по кочкам, по кочкам и в ямку прыг-скок. Шли мы шли и к бабушке пришли». (дети в чешках за воспитателем идут по дорожке здоровья)
Воспитатель: посмотрите, мы пришли к бабушкиной избушке. Давайте вы постучите в бабушкину избушку. Посильней стучите, т. к бабушка старенькая, плохо слышит.
Бабушка: здравствуйте, мои детушки-малолетушки. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Бабушка: Пока я вас ждала, я сушки пекла. Пекла, да приговаривала. «Ай, сушки хороши. С пылу, с жару горячи». Узнайте, ребята, сколько сушек я испекла.
Воспитатель: Молодцы ребята! вы смогли на ощупь посчитать сушки.
Бабушка: Ребятушки, а хватит ли здесь на всех вас сушек? Что же делать, как же быть? Чем мне вас, дорогих гостей, угостить?
Воспитатель: какое хорошее решение предложил…. Давайте сходим в магазин и принесем угощения.
Воспитатель: мы пришли в магазин, который называется «булочная». Как вы думаете, что здесь продается?
Воспитатель: как можно назвать 1 словом то, что вы здесь видите? (Хлебобулочные изделия).
Воспитатель: ребята, давайте посчитаем, сколько хлебобулочных изделий у нас на прилавке в магазине?
Воспитатель: как нужно посчитать, чтобы узнать, на котором месте находится то или иное хлебобулочное изделие?(порядковый счет)
Воспитатель: который по счету батон?
Воспитатель: на каком месте находится пирог?
Воспитатель: что лежит между третьим по счету изделием и пятым?
Воспитатель меняет хлебобулочные изделия местами и предлагает детям определить снова их место в ряду. Затем добавляет еще 1 хлебобулочное изделие.
Воспитатель: сколько хлебобулочных изделий у нас сейчас в магазине?
больше товара стало в магазине или меньше? (Уточняют, что товара стало больше на 1).
Воспитатель: каких хлебобулочных изделий больше? (например, батонов)
Воспитатель убирает с прилавка 2 хлебобулочных изделия.
Воспитатель: сколько сейчас на прилавке магазина хлебобулочных изделий? Стало больше или меньше? На сколько?
Воспитатель: сколько получится, если к 1 батону прибавить 2 ватрушки?
Воспитатель: сколько получится, если к 3 батонам добавить 2 круассана?
Воспитатель: сколько получится, если от 4 батонов отнять 2 батона?
мама пошла в магазин и купила для себя круассан, для папы — батон, для сына — ватрушку, для дочки — баранку с маком и для всех — булку хлеба. (Все названные изделия выкладываются на стол в ряд друг за другом.)
Воспитатель: кто помнит, для кого купила мама батон (для папы, баранку (для дочки, ватрушку9для сына? сколько всего хлебобулочных изделий купила мама в магазине?
Пальчиковая гимнастика «Слепим колобка»
Мы лепили колобка (Дети имитируют движения «лепки»)
Тесто мяли мы слегка (Сжимают и разжимают пальцы)
А потом его катали («Катают» колобка)
На окошечко сажали (Раскрывают ладони, показывают их)
Он с окошка прыг да прыг (Стучат по ладоням пальцами)
Укатился, озорник. (Вращение кистями)
Воспитатель: о каком хлебобулочном изделии говорилось в пальчиковой гимнастике? Воспитатель достает из квадратной коробки колобка
Воспитатель: на какую геометрическую фигуру похож колобок? (шар)
Воспитатель: на какую геометрическую фигуру похожа коробка? (куб)
Воспитатель: в магазине на каждом товаре есть ценник. Монеты у нас будут необычные, в виде геометрических фигур (круг, квадрат, овал, трапеция, прямоугольник, треугольник).
Воспитатель: Чтобы заработать монеты, нужно выполнить несколько заданий за столом.
1 задание. На альбомном листе изображены 3 полочки. Отдельно лежат вырезанные пирожки разного размера.
Воспитатель: ребята, сколько полочек на карточке изображено? (нижняя, средняя и верхняя)
Воспитатель: Какое ХБ изделие вы здесь видите? Чем отличаются пирожки др от др?
Воспитатель: положите на верхнюю полочку в ряд все пирожки по порядку от самого большого до самого маленького. Сколько всего пирожков? Какого они цвета?
Воспитатель: Покажите самый большой пирожок, самый маленький.
Воспитатель: Положите на нижнюю полку пирожки от самого маленького, до самого большого.
Воспитатель: отгадайте загадку: «Крыльями машет, а улететь не может»
Воспитатель: Выложите из счетных палочек мельницу. (детям выдается карточка с образцом мельницы)
Воспитатель: вы отлично справились со всеми заданиями и заработали монеты.
Воспитатель: я буду кассиром, а вы покупателями. Посчитайте, сколько у вас монет, найдите соответствующую цифру и оплатите товар.
Воспитатель: мы купили в булочной угощения и можем снова отправиться к бабушке, чтобы попить чай.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем бабушке, где мы были, чем занимались? В какие игры больше всего понравилось играть?
Воспитатель: если вам все понравилось и вам было легко выполнять все задания, возьмите себе большую булочку. Если были затруднения, не справились с каким-то заданием-возьмите маленькую булочку.
Если ребенок взял «маленькую булочку», задаем вопрос: «Что было сложно на занятии?»
Воспитатель: раскраски вы можете раскрасить в свободное время или взять домой.