Нина Сергеевна Якушкина
Конспект занятия по ФЭМП «Составление и решение арифметических задач на сложение» в подготовительной группе
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности: ФЭМП
Тема: Занятие 39. Составление и решение арифметических задач на сложение.
Цель: Продолжать формировать у детей умение составлять и решать арифметические задачи на сложение.
Программное содержание
Образовательные задачи :
- Совершенствовать умение составлять и решать арифметические задачи на сложение;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Составление и решение арифметических задач на сложение“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
- упражнять в счете предметов по образцу;
- формировать умение измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.
Развивающие задачи :
- развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи :
- воспитывать усидчивость, интерес к занятиям.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Круги двух цветов, 9 картинок с изображением зайчиков, карточки с изображением зайца, медведя, ежа, лося, волка, лисы; сковороды, кастрюли, дуршлага, чайника, миски, ковша; пальто, шапки, брюк, кофты, свитера, комбинезона.
Раздаточный материал: Листы бумаги, простые карандаши, рабочие тетради, листы бумаги с изображением двух домиков разного цвета и дорожек к ним разной длины и разного цвета, 2 полоски бумаги в клетку, карточки с цифрами.
Ход деятельности
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) :
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение у вас хорошее.
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».
Воспитатель: Поможем Незнайке? (Да)
(Дети встают по кругу. Разминка. Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).
Разминка
- Какое сейчас время года? (зима)
- Назови соседей зимы. (осень, весна)
- Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Какой первый день недели (понедельник)
- Какой последний день недели (воскресенье)
- Какой сегодня день недели (вторник)
- Какой день недели был вчера (понедельник)
- Какой день недели будет завтра (среда)
- Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (с января).
- А каким месяцем год заканчивается? (декабрём).
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Сколько всего времён года? (4)
Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали. Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.
2. Основная часть (содержательный, деятельный этап) :
Воспитатель: И так первое наше с вами задание.
Игровое упражнение «Реши задачу».
На панно 6 картинок с изображением зайчиков. На некотором расстоянии расположено еще 3 зайчика.
Воспитатель: Ребята, давайте составим с вами задачу на сложение.
Уточняют числа, которые будут в задаче.
Дети составляют задачу : «На полянке гуляли шесть зайчиков. К ним прибежали еще три зайчика. Сколько всего зайчиков стало на поляне?»
Воспитатель вместе с детьми определяет структуру задачи (условие, вопрос) и повторяет ее еще раз.
Дети решают задачу с помощью геометрических фигур (рисуют круги на листах бумаги, отвечают на ее вопрос и рассказывают о ее решении.
Вызванный ребенок рисует на доске ответ задачи : соответствующее количество кругов и выкладывает цифровую карточку.
Игровое упражнение «Считайка» (рабочая тетрадь, с. 6).
Дети считают предметы на картинке, записывают ответ и отвечают на вопросы:
- Каких предметов больше всего? (Ответы детей)
- Почему вы так решили? (Ответы детей)
- Каких предметов меньше всего? (Ответы детей)
- Почему вы так решили? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка:
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть.
Игровое упражнение «Измеряем дорожки для зайчиков».
Воспитатель: У вас на листах изображены 2 зайчика и 2 домика. К домикам ведут дорожки разного цвета и разной длины. Я предлагаю вам измерить длину дорожек с помощью полоски бумаги в клетку и узнать, какая дорожка короче (длиннее). Полоску нужно приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски. Посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски и обозначить результат измерения карточкой с цифрой.
Дети измеряют дорожки.
Воспитатель уточняет:
- Скольким клеткам равна длина красной дорожки? (Ответы детей)
- Какой длины красная дорожка? (Ответы детей)
- Скольким клеткам равна длина голубой дорожки? (Ответы детей)
- Какой длины голубая дорожка? (Ответы детей)
- Какая дорожка короче: красная или голубая? (Ответы детей)
- На сколько клеток красная дорожка короче голубой? (Ответы детей)
- Что можно сказать о длине голубой дорожки по сравнению с красной? (Ответы детей)
- На сколько клеточек голубая дорожка длиннее красной? (Ответы детей)
- До какого домика зайчики добегут быстрее? (Ответы детей) (Дети обосновывают свой ответ.)
Игровое упражнение «Найди общее название».
На доске 3 ряда карточек с картинками:
1-й ряд – заяц, медведь, еж, лось, волк, лиса;
2-й ряд – сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, миска, ковш;
3-й ряд – пальто, шапка, брюки, кофта, свитер, комбинезон.
Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, найти общее название для предметов каждого ряда и определить их количество. Затем предлагает детям придумать аналогичные загадки и загадать их друг другу.
3. Заключительная часть (рефлексивный этап) :
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вы нового узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, как мы с вами измеряли длину дорожек? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нам понадобилось для того, чтобы измерить длину дорожек? (Ответы детей)