Троценко алина
Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи с элементами экспериментирования для средней группы «Зимняя Сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
План конспект по формированию звуковой культуры речи с элементами экспериментирования для средней группы «Зимняя Сказка».
Задачи:
1. Закреплять представления детей о зиме как о времени года, о предметах зимней одежды, зимних забавах.
2. Познакомить детей со свойствами песка.
3. Укреплять артикуляционный аппарат, Закреплять навыки произношения звука «С» в изолированном виде и в словах, учить детей произносить звук длительно на выдохе, слова – отчетливо и внятно.
Публикация «Конспект занятия по формированию звуковой культуры речи с элементами экспериментирования для средней группы „Зимняя Сказка“» размещена в разделах
- Зима, снег, лед. Экспериментальная деятельность
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
4. Способность развитию силы голоса, речевого дыхания, психических процессов (мышления, памяти, воображения.
5. Стремление к проявлению у детей навыков сотрудничества а процессе совместной экспериментальной и изобразительной деятельности.
Приемы и методы, технологии обучения:
- беседа
-вопросы поискового проблемного характера
-экспериментирование
-сюрпризный момент
-введение персонажей
-использование аудизаписи, видеозаписи и художественного слова
-подвижная. Пальчиковая и речевые дидактические игры
-совместная изобразительная деятельность.
Ход занятия.
Д. Здравствуйте, гости!
В. Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руку возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Ребята, я сегодня с вами хочу поговорить о чем-то интересном. Вы знаете …. (звонит телефон)
Подождите, мне кажется, что пришло смс сообщение. Интересно от кого? Ой, да оно не только для меня, но и для вас. Прочитаем?
«Уважаемая Ольга Вл. И ребята! Я, Фея песка, живу в далекой пустыне, где никогда не бывает зимы. Если вы пригласите меня к себе в гости, я очень буду рада.
Скажите волшебные слова. Они и помогут мне очутиться у вас».
В. Ну, что ребята, вы когда- нибудь видели Фею песка? (ответы детей). Вы, хотите. Чтобы к нам в гости пришла фея? Тогда начинаем колдовать. Закрывайте глаза и повторяйте за мной.
Раз-два-три-четыре-пять.
Начинаем колдовать,
Раз-два-три-четыре-пять,
Надо Фею нам позвать.
(звучит музыка, появляется Фея).
Ф. Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Здравствуйте, я вам скажу, всем я вас приветствую!
Спасибо, что пригласили меня к себе в гости. Как у вас здесь интересно.
Скорее покажите и расскажите мне все о настоящей зиме.
Ребята, расскажите, какая у вас бывает зима?
Д. Холодная, морозная, студеная, снежная и др. (полные ответы).
Ф. А я слышала, что вы знаете стихотворение о зиме, можете рассказать и показать.
Солнце землю греет слабо (вверх, вниз руки)
По ночам трещит мороз (наклоны влево, вправо)
Во дворе у снежной бабы (покружиться)
Побелел морковный нос (задеть рукой нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда (прыжки на 2х ногах)
Вьюга злиться, снег кружиться
Засыпает все кругом
Белоснежным серебром (руки влево, вправо).
Ф. А зимой у вас дуют ветра? Как дует слабый ветерок, он дует тихо вот так (тихо и длительно) у-ууу-ууу (дети повторяют). А бывает сильный ветер? Как гудит? (громко и длительно) у-ууу-ууу. Вот такие у вас бывают ветра.
Расскажите, ребята, чем вы любите заниматься зимой.
Д. Кататься с горки, на лыжах, на коньках, лепить снеговиков и др.
Ф. А вы можете показать чем вы зимой занимаетесь.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пошли гулять (шагают)
Бабу снежную слепили (лепят)
Птичек крошками кормили (крошат пальчиками).
С горки мы потом катались (левой, правой рукой сверху вниз)
А еще в снегу валялись (круговые вращение кистей рук)
Все в снегу домой пришли
Съели суп (имитируют)
И спать легли (присели руки под щеку).
Ф. Пойдемте скорее на улицу. Я хочу все увидеть своими глазами. Только я не знаю могу я в такой одежде выйти на улицу? (ответы детей) Почему?
Ребята, подскажите мне, что нужно одеть, чтобы не замерзнуть на улице? (ответы детей)
Ф. У меня нет такой одежды, что же делать? Придется оставаться в группе, так ничего не увидев. Может быть, вы мне нарисуете зиму? Только чем и на чем мы будем рисовать? Я нечего не приготовила. Но у меня есть волшебный песок. (Фея берет 2 мешочка с песком и предлагает детям подойти к столу)
Ой, да тут целых 2 мешочка. Они разные: один легкий, а другой тяжелый.
Давайте рассмотрим, что в легком (высыпает песок). Только сначала вспомним правило: «Когда ты трогаешь песок, пальцы в рот мы не берем и глаза свои не трем». Потрогайте его и скажите, какой песок? (дети берут песок в руки).
Д. Холодный и сухой.
Ф. Положите песок себе на ладошку, как трудно его удержать. Песок состоит из множества песчинок. Они маленькие. Если песчинки сжать в кулачек, они сыплются струйкой (В. Показывает, дети повторяют). Можно сказать, что песок…. (сыпучий). А вы слышите песенку песка? (с-с-с). В. Показывает, и дети воспроизводят звук на одном протяжном выдохе (вместе и индивидуально). Молодцы! Давай попробуем оставить следы на песке. Как наши пальчики бегают по песку( «случайно» встряхивает тазик, следы исчезают).
Ой, следы исчезли, рассыпались. Ну, конечно на сухом песке следы плохо сохраняются, ведь он сыпучий. А что во втором мешочке?
Д. Тоже песок.
Ф. Давайте его потрогаем. Какой он?
Д. Мокрый, холодный, темный.
Ф. Мокрый песок тоже сыплется как и сухой?
Д. Нет.
Ф. Значит он не сыпучий, он мнется. Давайте попробуем оставить следы на мокром песке. (Д. оставляют следы пальцев, В. Стряхивает тазик). Смотрите, а на мокром песке следы не исчезли.
А вы хотите превратиться в маленькие песчинки? Тогда давайтен вытрем руки полотенцем.
Выходите на ковер. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели на ковер. О-о-о, сколько у нас песка. Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. (Звучит музыка, дети имитируют полет песчинок). Ветер стих, и песчинки опустились на землю. (Игра повторяется 2-3 раза). А сейчас вокруг себя повернитесь и в ребятишек обернитесь.
Ф. Вы уже много рассказали мне о зиме, а теперь давайте нарисуем.
Дети подходят к столам.
Ф. Перед вами тарелки с мокрым песком. Давай нарисуем то, что мы видим с вами, когда выходим на улицу. Закройте глаза. Представьте себе, мы вышли на улицу, подняли высоко голову и увидели …. Что?
Д. Солнышко, небо, облачко, снежинки и др.
Ф. Кто что увидел, то и нарисуйте (индивидуальная работа по рисованию предметов). А рисовать мы на песке будем стеками.
А потом мы пошли по дорожке. Дорожки бывают прямые (рисуют, а бывают извилистые. Посмотрите, какая у меня извилистая дорожка, а у вас какие? Нарисуйте! (дети рисуют). Пришли на участок. А там нас встречает веселый … кто?
Отгадайте загадку:
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг
Получился …. (снеговик).
Посмотрите, какой у меня снеговик. А у вас? Нарисуйте.
Послушайте меня внимательно (фея произносит слова, нарисованные на картинке, выделяя первый звук). Снежинка, снеговик, солнце, сугроб, сосулька, снежные дорожки. Какой звук слышаться в этих словах?
Д. с-с-с-с.
Ф. Правильно, во всех словах слышится звук «С». Это же песенка песка.
Давайте ее мы вместе пропоем (дети произносят звук).
Какие прекрасные рисунки получились. Я заберу их с собой и покажу всем жителям. Чтобы они тоже смогли посмотреть какая бывает зима. Мне пора возвращаться домой. Вы мне поможете? Закрывайте глаза и начнем колдавать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начнем колдовать,
Раз, два, три, четыре, пять, Фею пора домой отправлять.
В. Вам понравилась гостья? Было интересно? Что больше всего вам понравилось? А теперь все вместе идем мыть ручки.
Самоанализ.
В ходе работы с детьми дошкольного возраста особое внимание должно уделяться развитию речи. Для этого в своей работе создаю эффективную речевую среду. Основная цель моей работы формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Данное занятие было оснащено образовательной развивающей средой. Состояние группы соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно в соответствии с задачами основной образовательной программы Н. Е. Веракса. Тема занятия соответствует календарно-тематическому планированию. Детям была сообщена тема занятия. Оно построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Целесообразно разделила время по всем частям занятия. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный. Материал излагала эмоционально. При планировании занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили потешку, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно произносили считалки в игре. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.
Структура занятия соответствовала поставленным задачам:
Закреплять представления детей о зиме как о времени года, о предметах зимней одежды, зимних забавах.
Познакомить детей со свойствами песка.
Укреплять артикуляционный аппарат, Закреплять навыки произношения звука «С» в изолированном виде и в словах, учить детей произносить звук длительно на выдохе, слова – отчетливо и внятно.
Способность развитию силы голоса, речевого дыхания, психических процессов (мышления, памяти, воображения.
Стремление к проявлению у детей навыков сотрудничества а процессе совместной экспериментальной и изобразительной деятельности.
Во время занятия использовались приемы и методы, технологии обучения:
- беседа
-вопросы поискового проблемного характера
-экспериментирование
-сюрпризный момент
-введение персонажей
-использование аудизаписи, видеозаписи и художественного слова
-подвижная. Пальчиковая и речевые дидактические игры
-совместная изобразительная деятельность.
В водной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляцию к ней. Занятие было направлено на решение познавательно-речевой сенсорной ситуации.
Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, были включены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально ритмические движения.
Индивидуальная работа проявлялась проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: не достаточно правильно поставлена работа с ИКТ, во время занятия приходилось отвлекаться на установку. Но я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю, что поставленные на занятии задачи были выполнены.