Байрамова Тамила
Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Поможем Буратино»
▼ Скачать +Заказ
Конспект образовательной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
«Поможем Буратино»
Тема: «Поможем Буратино»
Публикация «Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Поможем Буратино“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- «Буратино»
- Темочки
Цель: Закреплять математические знания, практические умения и навыки через создание проблемной ситуации.
Задачи:
Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
Совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Развивать логическое мышление, внимательность.
Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, самый короткий (и наоборот).
Закреплять знания основных цветов
Уточнить представления о последовательности частей суток.
Оборудование и материалы: конверты разного цвета, игрушки-зверята, игрушки-машинки, фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, рисунки-таблички на каждого ребёнка, счётные палочки Кюизенера, презентация., экран, проектор, муз. центр.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми: беседа по мультфильму «Приключения Буратино», чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты мой друг.
Друг другу улыбнёмся
И крепко за руки возьмёмся.
Звучит минусовка из мультфильма «Приключения Буратино».
В группу вбегает Буратино.
Буратино: Ой, а где я?
Воспитатель: Это детский сад Звездочка, группа «оЛадушки». Здравствуй Буратино. Ребята, поздоровайтесь с нашим гостем.
Дети: Здравствуй, Буратино.
Буратино: Здравствуйте, ребята! Но ведь мне нужно совсем не сюда.
Воспитатель: И куда же тебе нужно? Что у тебя случилось?
Буратино: Карабас - Барабас заколдовал Мальвину и сказал, что колдовство его пройдет, когда я выполню все его задания (показывает конверты). Но я не могу их выполнить, ведь я не пошел в школу (плачет). Пьеро сказал, что в стране Математики мне помогут. Но я так и не нашел туда дорогу.
Воспитатель: Не переживай Буратино. Наши ребята тоже очень хорошо знают математику и помогут тебе освободить Мальвину. Ребята, вы поможете Буратино?
Дети: Да.
Воспитатель: Давай свои задания. Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Это конверты
(Конверты разного цвета)
Воспитатель: С какого конверта мы начнем?
Дети:
Воспитатель:Какого он цвета?
Дети:….
Воспитатель: Буратино, скорее открывай его!
Буратино: Тут какие-то буквы…
Воспитатель: Давай я прочитаю (берет у Буратино конверт, открывает, читает). Ребята, слушайте внимательно:
У цапли ноги длинные, а у утки…
Арбуз большой, а яблоко….
Тропинка узкая, а дорога….
Дерево высокое, а трава…
Если стол выше стула, то стул…
Если правая рука справа, то левая…
Если брат старше сестры, то сестра…
(Дети отвечают на вопросы, присаживаются на стульчики)
Буратино: Вот это да. Какие вы, ребята, молодцы, на всё ответили.
Воспитатель: Ребята, а какого цвета будет следующий конверт?
Дети:
Воспитатель: Здесь написано: «Загляните в корзину и сделайте следующее…»
Воспитатель: «Имя ребёнка», поставь на верхнюю полку фрукты (4) и проверь правильность выполнения задания (с помощью счета); нужно отсчитать столько же овощей и поставить их на нижнюю полку так, чтобы было видно, что фигур равное количество.
«Что можно сказать о количестве фруктов и машин? – По сколько фруктов и овощей? Как сделать так, чтобы фруктов стало пять?»
Дети помогают выполнить задания.
«Сколько стало фруктов? (Дети пересчитывают.)
А как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)
Сколько фруктов? А овощей?
– Сравните, что больше? Четыре овоща и пять фруктов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»
Воспитатель: Молодцы! А ты, Буратино, запоминай. Ребята, а какой конверт следующий?
Дети:
Воспитатель: Какого он цвета?
Воспитатель: В этом задании Карабас – Барабас просит Буратино, чтобы он
отгадал загадки.
Воспитатель: Поможем Буратино отгадать загадки?
Дети: Да.
Воспитатель: Слушайте внимательно.
Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это …
(квадрат)
Теперь отгадайте следующую загадку:
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
(круг)
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я?
(треугольник)
Два квадрата-близнеца –
Половинки их отца.
Сторонами приложи,
Имя их отца скажи.
(прямоугольник)
(На экране показываются правильные ответы.)
Воспитатель: Вот видишь Буратино какие наши ребята молодцы!
Буратино: Все, я устал и больше ничего не хочу!
Воспитатель: А как же Мальвина? Дети, что нужно сделать чтобы Буратино отдохнул?
Дети: Поиграть.
Буратино: А вот играть я люблю.
Подвижная игра «Найди свой домик»
Воспитатель: Ребята, сейчас вы все и ты Буратино возьмёте геометрические фигуры. Пока играет музыка мы танцуем, как только она закончится все бегут к своим домикам.
Играет минусовка из мультфильма «Приключения Буратино, музыка заканчивается дети прибегают к своим домикам. Игра повторяется 3 раза.
Воспитатель: Открываем следующий конверт
Воспитатель: Какого он цвета?
Воспитатель: Здесь задание «Дорисуй фигуру».
Ребята, я вам предлагаю сесть за столы и выполнить это задание, а ты Буратино учись.
(Дети рассаживаются за столы, воспитатель раздает рисунки-таблички)
Воспитатель: Ребята, внимательно посмотрите какой фигуры не хватает?
(На экране у воспитателя увеличенная рисунок-схема)
http://thelib.ru/books/00/16/20/00162021/i_001.png
Буратино: И откуда же ваши дети все знают?
Воспитатель: Просто они внимательные и любят заниматься. Правда, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: А еще наши ребята знают одну интересную разминку. Хочешь посмотреть, Буратино?
Буратино: Да.
ФИЗМИНУТКА
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)
(повторяют два раза)
Воспитатель: Буратино, давай откроем следующий конверт.
Ребенок:
Воспитатель: Какого он цвета?
Воспитатель: В этом конверте много палочек, а задание следующее: нужно построить лесенку и разложить ступеньки от самой длинной до самой короткой. (Работа с палочками Кюизенера)
Дети раскладывают палочки. Буратино смотрит и учится. Воспитатель с детьми обсуждают правильность выполнения задания. Один ребенк выполняют на доске.
Воспитатель: Ребята, у Буратино остался еще один конверт.
Давай Буратино посмотрим, что же в этом конверте?
Буратино достает диск.
Воспитатель: Ребята, наверно Карабас – Барабас приготовил Буратино видео – задание, давайте посмотрим.
Воспитатель читает задание: «Определение время суток по картинке».
(Дети смотрят на экран и называют время суток)
Воспитатель: Вот Буратино, наши ребята легко справились с твоими заданиями. Мы надеемся, что когда ты вернешься, Карабас-Барабас уже отпустит Мальвину.
Буратино: Молодцы ребята, вы так мне помогли. Теперь я обязательно спасу Мальвину. За это я вас отблагодарю и подарю вам диск с мультфильмом обо мне. Ну все, ребята, мне пора. Спасибо за помощь, до свидания!
Дети: До свидания, Буратино!
Воспитатель: Вот ребята, какие вы молодцы помогли Буратино спасти Мальвину. Ребята, а что же вам пришлось сделать, чтобы помочь Буратино?
Дети:….
Воспитатель: А какое задание вам больше всего запомнилось? Тебе…. Тебе….
Воспитатель:, а что для тебя было самым трудным?
Воспитатель: Ну а теперь я предлагаю вам отдохнуть, а потом посмотреть мультфильм, который подарил вам Буратино.