Наталья Гаврилова
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Приятный сюрприз»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
в подготовительной группе на тему: «Приятный сюрприз»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Развитие познавательного интереса и математического мышления, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных работ.
Задачи:
• Формировать умение составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
• Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
• Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры.
• Закрепить навыки счета, развитие внимания, мышления.
• Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.
• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.
• Воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Средства: 2 мультимедийные установки, презентация с заданиями, флэш-карта, ларец, цифры, мольберт.
Демонстрационный материал.
Кубики синего и красного цветов в коробках;
Цифры от 1 до 10;
Раздаточный материал.
Цифры от 1 до 10;
Мячи 15 штук;
Домики с дорожкой;
Мерки;
Простые карандаши;
Геометрические фигуры;
Счетные палочки;
Листы бумаги формата А4;
Круги разного размера и цвета.
Мотивация: узнать код замка, открыть ларец и узнать, что за сокровища там спрятаны.
Способы: мотивация, интерактивная игра «Сколько углов у фигуры». Игровые упражнения: «Составляем число», «Играем с мячами», «Запустим рыбок в аквариум», «Учимся измерять». Дидактическая игра «Конструктор».
Рефлексия: игровое упражнение «Код набираем – ларец открываем».
Дети и воспитатель встают в круг.
Воспитатель:
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем
И занятие начнем!
Стук в дверь. Входит Моряк.
Моряк: Здравие желаю! Это Группа Рыбки?
Дети: Да.
Моряк: Значит, прибыл к правильному месту назначения. Меня попросили вам передать это. Возьмите.
Передает ларец детям.
Воспитатель: А кто просил передать?
Моряк: Дело в том, что на днях в море наш корабль повстречал рыбаков. Они нам передали вот этот ларец (показывает на ларец, который достали сетями со дна моря. Попросили найти хозяина. На нем написано «Группа Рыбки» и что-то размыто еще».
Показывает надпись детям.
Воспитатель: А почему Вы решили, что это именно нам?
Моряк: Я набрал в поисковой системе Гр. Рыбки, и он мне выдал адрес вашего детского сада. Мы прибыли в ваш город, чтобы отдать вам этот ларец. Просьбу рыбаков я выполнил. Честь имею!
Воспитатель: Спасибо.
Моряк уходит.
Воспитатель: Ребята, а что же нам делать с этим ларцом?
Воспитатель: Интересно, зачем флэш-карта у ларца прикреплена? Может она поможет нам открыть ларец? Как вы думаете, у вас есть предположения?
Дети: вставить флеш-карту в компьютер и посмотреть, что на ней.
Воспитатель: Я с вами согласна, еще, может быть узнаем, кто хозяин ларца.
Воспитатель вставляет флэш-карту в компьютер, на экране – презентация.
Слайд 1
Воспитатель открывает первый слайд, в нем текст.
«Здравствуй, незнакомый Друг. Если ты читаешь это письмо, значит, нашел мой ларец. Чтобы открыть ларец, необходимо выполнить задания, которые записаны на флэш-карте.
За каждое выполненное задание ты получишь цифру кода замка. Когда ты наберешь код, ларец откроется, и ты станешь обладателем сокровища. Желаю удачи, Друг».
Мотивация.
Воспитатель: Ребята, как интересно! Вы хотите узнать, что за сокровище находится в этом ларце?
- И готовы выполнять задания, даже если они очень сложные?
- Тогда вперед, за сокровищами!
Основная часть.
Воспитатель: Итак, первое задание.
Слайд 2.
На экране картинки геометрические фигуры.
1. Интерактивная игра «Сколько углов у фигуры».
На экране появляется первая цифра 4.
Воспитатель: Молодцы, выполнили первое задание и узнали первую цифру кода замка.
Слайд 3.
На экране картинка кубики.
2. Игровое упражнение «Составляем число».
Воспитатель: Ребята, нам предстоит сосчитать кубики в коробках и составить число 6.
На столе 2 коробки с кубиками: в одной коробке – 5 кубиков красного цвета, в другой коробке – 5 кубиков синего цвета
Воспитатель: Как нам узнать, сколько кубиков в коробках?
Дети: посчитать.
Ребенок у доски считает кубики в коробках.
Воспитатель: сколько синих кубиков?
Дети: 5 синих кубиков.
Воспитатель: сколько красных кубиков?
Дети: 5 красных кубиков.
Затем воспитатель дает ребенку задание:
Возьми один,
Дружочек, синий кубик
И положи его
К пяти красным в коробку.
Теперь скажи:
Каких цветов и сколько кубиков ты взял
Чтоб получилось шесть, и только.
Ребенок выполняет задание.
Воспитатель: Сколько и какого цвета кубики?
Ребенок: В коробке 6 кубиков. 5 кубиков красных и 1 синий.
Воспитатель: Как мы составили число шесть?
Дети: Мы взяли 5 красных кубиков и 1 синий кубик.
Воспитатель: Обозначим цифрами 5 кубиков и 1 кубик.
Ребенок выставляет цифры на доске.
Дети выкладывают цифры на столах.
Воспитатель: Итак, число 6 можно составить, если взять 5 и 1.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, как еще можно составить число 6?
Воспитатель вместе с детьми обсуждает все возможные варианты состава числа шесть. (Четыре и два, три и три, два и четыре, один и пять.)
Дети на столах и на доске выкладывают соответствующие пары цифр (каждая пара друг под другом).
Затем дети хором называют все варианты состава числа 6.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какое число мы составили?
Дети: число 6.
На экране появляется цифра 6.
Воспитатель: Это и будет следующая цифра от кода замка.
Слайд 4.
На экране картинки: мячи и дети.
3. Игровое упражнение «Играем с мячами».
Воспитатель: Следующее задание: нам предлагают поиграть с мячами.
Я предлагаю вам, ребята, выйти из-за столов и взять по одному мячу.
В корзине 10 мячей. Воспитатель вызывает к доске 15 детей и предлагает им взять по одному мячу.
Воспитатель: Сколько мячей вы взяли?
Дети: Мы взяли по одному мячу.
Воспитатель: А сколько всего мячей взяли?
Дети: 10 мячей.
Воспитатель: Всем ли хватило мячей?
Дети: Нет.
Воспитатель дает по одному мячу остальным ребятам, каждый раз пересчитывая количество мячей и детей и выясняя, как получилось новое число. (Было 10, добавили 1, получилось 11)
Воспитатель: Было 10 мячей, добавили 1, получилось 11 мячей. Было 11 мячей, добавили еще 1, получилось 12 мячей. И т. д.
Воспитатель: А теперь давайте еще раз посчитаем, сколько всего мячей и узнаем следующую цифру кода.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием.
На экране появляется цифра 15.
Воспитатель: Ребята, сколько мы отгадали цифр для кода?
Дети: 3 цифры.
Воспитатель: Нам осталось угадать еще 3 цифры.
Слайд 5.
На экране картинки: счетные палочки и геометрические фигуры.
4. Дидактическая игра «Конструктор».
Воспитатель: Ребята, нам предстоит составить предметы из палочек и геометрических фигур. Я буду читать стихотворения, а вы будете составлять предметы.
Воспитатель читает стихотворение. Дети из геометрических фигур и счетных палочек составляют описанные в тексте предметы.
1. Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Воспитатель: Проверим, правильно выполнили задание?
На экране появляется картинка домик.
2. Я взял три треугольника
И палочку-иголочку. (как ствол)
Их положил легонько я
И получил вдруг елочку.
На экране появляется картинка елочка.
3. Вначале выбери два круга-колеса,
А между ними помести-ка треугольник.
Из палок сделай руль. И что за чудеса -
Велосипед стоит.
Теперь катайся, ты на нем, дошкольник!
На экране появляется картинка велосипед.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно выполнили задание.
Сколько вы использовали квадратов, когда собирали предметы?
Дети: 1 квадрат.
На экране появляется цифра 1.
Воспитатель: Это следующая цифра от кода замка.
Слайд 6.
Воспитатель: Ребята, капитан Краб предлагает нам отдохнуть и немного размяться.
Физкультминутка
Слайд 7.
На экране картинка аквариум.
5. Игровое упражнение «Запустим рыбок в аквариум».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое задание нам нужно выполнить. Нужно запустить рыбок в аквариум. Но каждая рыбка любит плавать в определенном месте.
У детей на столах лежат круги разного цвета и размера.
Воспитатель:
-большую красную рыбку поместим в правый верхний угол;
- маленькую зеленую рыбку в левый верхний угол;
- большая белая рыбка будет плавать в правом нижнем углу;
- синяя маленькая рыбка плавает в левом нижнем углу;
- большая желтая рыбка любит плавать в центре аквариума;
- маленькая красная рыбка плавает между белой и синей;
- большая синяя рыбка плавает между зеленой и большой красной.
На экране появляются «рыбки» в аквариуме. Дети проверяют правильно ли выполнили задание.
Воспитатель: Расскажите, ребята, где плавает большая белая рыбка?
Дети: большая белая рыбка плавает в правом нижнем углу.
Далее воспитатель задает вопросы о месте нахождения всех рыбок, дети отвечают.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно выполнили задание.
Посчитайте, сколько всего рыбок плавает в аквариуме?
Дети: 7 рыбок.
На экране появляется цифра 7.
Воспитатель: Появилась цифра 7. Значит, мы правильно выполнили задание.
Слайд 8.
На экране картинка домик с дорожкой.
6. Игровое упражнение «Измерим длину дорожки до домика».
Воспитатель: Чем можно измерить длину дорожки до домика?
Дети: Можно измерить меркой, полоской.
Воспитатель: Давайте уточним правила измерения.
Дети: Начинаем измерять от начала дорожки, конец меры зажимаем пальчиком и ставим метку (черточку) карандашом.
Дальше ставим мерку к отметке и измеряем дальше.
Дети измеряют длину дорожки с помощью мерки.
Воспитатель: Сколько раз мера уложилась в длине дорожки?
Дети: мера уложилась 3 раза.
Воспитатель: Чему равна длина дорожки?
Дети: длина дорожки равна 3 мерам.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
На экране появляется цифра 3.
На экране появляются все цифры кода замка.
Игровое упражнение «Код набираем – ларец открываем»
Воспитатель: Ребята, мы узнали цифры кодового замка, давайте их назовем: 4, 6, 15,1, 7, 3.
Дети хором называют цифры.
Воспитатель: Теперь нужно набрать код.
Воспитатель: Будьте внимательны, не перепутайте последовательность цифр.
Дети (6 человек) поворачивают колесики на ларце, звучит щелчок, на экране открывается ларец, затем сигнал скайпа и на экране появляется королева Математика.
4. Рефлексия.
Слайд 8.
Королева Математика: Здравствуйте, дорогие ребята! Ко мне поступил сигнал, что мой ларец открылся.
Я – Математика, живу на острове Математика. В ларец я собирала ценные знания. Но случилась беда, и ларец унесло в море.
Вы молодцы, смогли выполнить все мои задания.
- Какое задание было самым легким?
- Какое задание было самым интересным?
- С каким заданием вам было труднее всего справиться?
Королева Математика: Я очень рада, что ларец попал именно к вам в группу «Рыбки», значит, вы достойны этой награды иметь и хранить ценные знания.
Дарю вам свой ларец.
А вот флэш-карту пришлите мне почтой, я соберу для вас новые задания, ведь вам скоро в школу.
До новой встречи!
Воспитатель: Ребята, посмотрим, что же в ларце?
Дети открывают ларец, находят ребусы и
другие интересные математические задания.