Булатова Екатерина Владимировна
Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Фрукты для Шарика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста с ОВЗ
Конспект
для детей старшего дошкольного возраста
(указать возрастную группу/ год обучения)1
речевое нарушение
(вид нарушения в развитии)
Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ „Фрукты для Шарика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Вид занятия: по сообщению детям новых знаний и их закрепления, по форме дидактических упражнений.
Тема: «Фрукты для Шарика»
Задачи:
образовательные задачи:
- познакомить детей с образованием числа 9;
- продолжать закреплять умения ориентироваться на плоскости (закреплять понятие лево, право).
-закрепление образование числа 9, с помощью заданий по выкладывание фруктов на полоски.
коррекционно-развивающие задачи:
- обогащать словарный запас по лексической теме «Фрукты» (лимон, груша, апельсин, мандарин, яблоко, ананас, абрикос, персик, слива);
- развивать слуховое восприятие через прослушивание словесной инструкции;
- развивать речевую активность, с помощью полных ответов на поставленные вопросы;
- развивать мелкую моторику посредством пальчиковой гимнастики.
воспитательные задачи:
- воспитывать доброту, взаимопомощь;
-воспитывать усидчивость
Методы и приемы руководства:
- словесные методы (объяснение, беседа, вопросы);
- наглядные методы (показ способа действий)
- практические методы (указание, сравнение)
Материал:
Демонстрационный: игрушка пёс «Шарик»; муляжи фруктов;картинки с фруктами; корзина для фруктов.
Раздаточный: карточки с двумя свободными полосками, картинки с изображением
лимонов и апельсин. Смайлики настроения (грустный и весёлый).
Подготовка к занятию, предварительная работа: чтение повести-сказки Э. Успенского «Трое из Простоквашино»
Ход занятия:
Организационно-мотивационная часть.
Привлекаю внимание детей ритуалом приветствия:
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!» (слова дети повторяют за мной)
- Ребята, сегодня к нам в гости, пришёл пёс «Шарик» из сказки
«Трое из Простоквашино», помните, мы свами читали эту сказку!
- Он пришёл к нам за помощью, его отправил кот Матроскин за фруктами,
и дал записку, а в записке написано купить фрукты строго по счёту.
- Ребята, поможем Шарику купить фрукты? - (ДА)
- Хорошо, чтоб помочь Шарику, нам нужно выполнит гимнастику для языка:
Артикуляционная гимнастика:
«БЛИНЧИК»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.
В этом упражнении важно следить,
чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на
нижние зубы.
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз (можно помазать
ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы. Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
«КИСКА СЕРДИТСЯ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой,
упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!
«КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы.
Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Я качаюсь на качели
Вверх, вниз
Вверх, вниз
Вверх, вниз!
«ГРИБОК»
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка.
Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное
движение языка.
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
- Молодцы!
-Ребята, Шарик, забыл, что относиться к фруктам.
- Давайте, все вместе вспомним, что относится к фруктам.
(лимон, груша, апельсин, мандарин, яблоко, киви, ананас, абрикос, персик,
манго,слива и т. д.)
-Ребята, а где можно купить фрукты? – Ответ детей (в магазине)
- Правильно, возьмёмся все парами и отправимся в магазин.
(дети садятся за столы)
Деятельностная часть.
Педагог достает у Шарика записку и читает: «Купить 9 яблок!»
- А вот на «витрине» яблоки. Вспомните, сколько яблок просит купить
кот Матроскин?
(дети отвечают полным ответом: - Кот Матроскин просил купить 9 яблок)
(спросить каждого ребёнка)
-Давайте сосчитаем, сколько яблок на витрине?
- Иди, Дима, сосчитай (ребёнок считает и говорит полным ответом:
- На витрине 8 яблок)
-А нам нужно 9 яблок.
-Как же нам сделать, чтобы было 9 яблок?
- Подумайте Ребята?
(если дети затрудняются, педагог помогает)
- Нужно добавить одно яблоко и получится 9 яблок!
Педагог добавляет и вместе с детьми считает, сколько яблок стало.
- Лера, сколько яблок мы добавили, чтоб у нас получилось 9 яблок?
(Мы добавили одно яблок, и у нас получилось 9 яблок)
(спросить всех детей)
-Как у нас получилась 9 яблок?
Ответ детей:- Мы, к восьми яблокам прибавили одно яблоко и получилось 9 яблок)
(спросить всех детей).
-Молодцы! Давайте немного отдохнём, а потом будем дольше помогать Шарику.
Физкультминутка:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали (дети встают в круг)
(поднять руки вверх)
(поднять плечи)
(поднять и опустить плечи)
(руки на пояс, повороты влево, вправо)
(наклониться, коснуться руками колен)
(руки на пояс, сели, встали)
(дети убегают на места)
- Ребят, у Шарика ещё одна записка, нужно помощь купить 9 апельсин и 9 лимонов.
- Чтобы нам не ошибиться, давайте потренируемся на карточках.
- Ребята, положите перед собой карточки. Проведите указательным
пальцем правой руки по верхней полоске. А теперь проведите также по нижней полоске.
(дети выполняют)
- Ребята, чтоб задание мы выполнили правильно, давайте разомнём наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас,
А он один.
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура.
Он сердит на нас
Беда!
Разбегайтесь — Кто куда! (Дети «разламывают» апельсин.)
(Показывают 10 пальцев.)
(Показывают 1 палец.)
(Загибают пальцы левой руки.)
(Бросательное движение правой рукой.)
(Сжимают кулаки и прижимают
их к груди.)
(«Бегут» пальцами по столу.)
- Молодцы! Теперь слушайте задание внимательно!
- Выложите на верхнюю полоску 8 апельсин (дети выкладывают)
- Сколько, Катя, выложила апельсин на верхнюю полоску?
(На верхнюю полоску, я выложила 8 апельсин, (спросить каждого ребёнка)
-На нижнюю полоску, выложите 9 лимонов.
-Сколько, Вадим выложил лимонов на нижнюю полоску?
Ответ ребёнка: – На нижнюю полоску, я выложил 9 лимонов!
(спросить каждого ребёнка).
- Сколько нужно добавить апельсин, чтоб их стало 9?
Дети: - нужно добавить один апельсин!
(Дети добавляют один апельсин).
-А, теперь давайте вместе отчитаем 9 апельсин и 9 лимонов, и положим
Шарику в корзину.
(Вызвать детей, чтоб они отсчитали)
(используют муляжи фруктов)
-Ребята, Шарик, говорит вам, спасибо! Вы очень помогли ему,
теперь он знает как получается число9!
-Ребята, а как получить число 9?
Дети : - К числу 8 прибавить число 1 получится число 9.
-Ребята, Шарику пора возвращаться! Он, говорит вам большое спасибо!
(Шарик забирает фрукты и уходит)
Рефлексивно-оценочная часть.
- Ребята, что было самым интересным для вас, сегодня?
- Что больше всего запомнилось?
- Ребята, поднимите смайлики настроения!
Каждый ребёнок, объясняет, почему у него такое настроение.