Надежда Маслянова
Конспект по формированию элементарно-математических представлений в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Закрепить освоение состава чисел в пределах 6 из двух меньших;
• Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание с использование отрезка;
• Ввести в речевую практику термины: «условие» и «вопрос задачи»;
• Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки;
• Развивать логическое мышление, творческие способности, память и внимание;
• Воспитать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Предварительная работа: знакомство с линейкой, составом числа 6.
Оборудование:
Публикация «Конспект по формированию элементарно-математических представлений в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Демонстрационный материал: отрезок желтый и синий, цветы: 3 ромашки и 2 василька, карточки с предметами.
Раздаточный материал: кружки красные и зеленые; тетрадь «Раз - ступенька, два – ступенька», карандаши, линейка,
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, сегодня я приготовила для вас веселую задачу:
Три ромашки – желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети,
Сколько всех цветов в букете?
Прежде чем решать эту задачу, я запишу все, что сказано с помощью чертежа – ведь на отрезке легче обозначить, что известно в задаче и что нужно найти.
Давайте попробуем вспомнить, сколько ромашек подарили дети?
(Ответ детей: 3 ромашки)
Воспитатель:
Это первая часть – она известна: ромашки - 3
Воспитатель:
Сколько было васильков?
(Ответ детей: два василька)
Воспитатель: это будет 2-я часть, она тоже известна: ромашек - 3,васильков - 2
(отрезками обозначаем данные задачи)
Мы показали отрезками, что известно в задаче, то есть условие задачи.
А о чем спрашивается в этой задаче?
(Ответы детей: Сколько всех цветов в букете)
Воспитатель:
То, что нужно узнать, называется вопросом задачи. (Воспитатель последовательно выставляет сначала желтую полоску, затем синюю, записывает условие и вопрос задачи).
Воспитатель:
Посмотрите на чертеж, подумайте, что мы будем искать – часть или целое.
(Ответы детей: целое)
Воспитатель:
Как найти целое?
(Ответы детей: Надо сложить части 3 + 2 = 5 или 2 + 3 = 5)
Воспитатель:
А что останется в букете, если ромашки завянут?
(Ответы детей: останутся васильки)
Воспитатель:
Как это записать?
(Ответы детей: 5 – 3 = 2)
Воспитатель:
А если завянут сначала васильки, что останется?
(Ответ детей: останутся ромашки)
Воспитатель:
Сколько?
(Ответ детей: 5 – 2 = 3)
(Все преобразования условия показываются на одном и том же отрезке: карточки с цифрами и знак вопроса меняются местами.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Седьмой лишний».
Посмотрите на все картинки. Здесь есть кто-то лишний? Кто это может быть?
(Ответ детей:
Сова – ночной образ жизни;
Самолет – транспорт;
Бабочка – насекомое;
Орел – хищник;
Курица - домашняя птица;
Кукушка - подкладывает яйца в гнезда;
Утка - водоплавающая птица)
Воспитатель:
А что их объединяет?
(Ответ детей: объединяет их то, что у них у всех крылья, они летают)
(Воспитатель дает возможность высказаться всем желающим. Если обоснование верное, то картинка обводится линией. Может быть обведено несколько картинок или все.)
Воспитатель:
Пока мы с вами играли, бабочка ожила.
Физкультминутка «Бабочка»
Дети стоят, опустив голову и руки вниз, спина расслаблена. В такт ритму стихотворения они плавно поднимают руки и голову вверх, смотрят на пальцы – вдох, затем возвращаются в исходное положение – выдох. После слов «солнце утром лишь проснется…» - маховые движения руками, кружение.
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и улетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Воспитатель:Бабочка перелетала разное расстояние от одного цветка к другому (изображение в виде отрезков).
Практическое измерение длин отрезков с помощью линейки
Воспитатель:
Как вы думаете, какой отрезок (путь бабочки) – самый длинный, а какой – самый короткий? Как доказать?
Выясняется, что способ наложения здесь использовать невозможно. На помощь приходит линейка. Дети измеряют линейкой длину данных отрезков, проговаривая вслух, как ее надо приложить.
(Ответы детей: один конец отрезка приложу к штриху линейки «0», другой конец оказался в точке «6». Значит длина отрезка – 6 сантиметров).
Число 6 вписывается в пустое окошко под отрезком
Воспитатель обращает внимание детей на краткое обозначение сантиметра рядом с окошком. Аналогично измеряются длины остальных отрезков (пути от цветка к цветку).
Воспитатель:
Мы с вами измерили весь путь бабочки. Она благодарит нас и дарит три волшебные математические картинки.
А зачем эти картинки? Кто догадался?
(Ответ детей: составить задачи).
Можно предложить каждому ребенку составить задачу по одной из 3-х картинок. Дети самостоятельно придумывают задачу по выбранному ими рисунку. Важно, чтобы дети фантазировали, придумывали свои фабулы задач.
Например:
1. Мама принесла из сада 2 яблока и 3 груши. Сколько фруктов принесла мама из сада?
2. По двору гуляли 2 собачки и 1 котенок. Сколько гуляло животных по двору?
3. У причала стояли 3 парусника и 3 шлюпки. Сколько лодок стояло у причала?
При проверке дети комментируют решение, называя части и целое, дописывают решение остальных задач.
Воспитатель:
Что общего во всех задачах?
(Ответы детей: известны части, а надо найти целое).
Воспитатель:
А сейчас мы поиграем и жильцов порасселяем.
Состав числа 6 с использованием наглядной опоры
У каждого на столе кружки красного и зеленого цвета. Один ребенок работает у доски с моделью домика.
Воспитатель:
Возьмите 6 разноцветных кружков.
Что у вас получилось?
(Ответы детей: 1 и 5; 2 и 4; 3 и 3; 4 и 2; 5 и 1).
Воспитатель:
У всех свои варианты. Молодцы! Жильцов всех расселили по квартирам.
Вы сегодня узнали много нового. А что больше всего вам понравилось, запомнилось?