Папки-передвижки

Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы»

Людмила Губанова
Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на тему : «Развитие элементарно математических представлений».

Подготовила воспитатель: Губанова Людмила Петровна.

Темочки:

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера. Свой выбор я сделала относительно такой дисциплины, как математика.

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а так же для обучения в младших классах средней школы. У каждого дошкольника имеется спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт, он может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы и то и другое стало развивающим.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.

Большинство моих занятий носит интегрированный характер, в которых математические задания сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приёмов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.

Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, по подгруппам, вся группа). Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. На своих занятиях я пыталась разработать механизмы, которые помогут мне, обучая детей по правилам, научить их думать не по правилам, снабжая их знаниями, не снижать при этом поле творчества. В процессе работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений я придерживаюсь таких целей, как:

- формирование положительного отношения и интереса к математике; воспитание установки на ценность интеллекта и включение в формирующийся образ – Я ребёнка представления о себе, как об умном человеке; формирование уверенности в себе, как способном принимать осмысленные решения на основе анализа ситуации;

- развитие интеллектуальной активности и инициативности;

- развитие воображения, мышления;

- формирование качеств творческой личности;

- создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребёнка;

- формирование культуры общения, поведения, чувств;

-обеспечение гуманитарной направленности математического образования, его связь с целостной душевно – духовной жизнью ребёнка и его практическим опытом.

«Математика всегда… остаётся для учеников Трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. А для дошкольников? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Как сделать, чтобы познавая математику, ребёнок мог познать радость при преодолении трудностей?

Используемые методические приёмы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно- игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений. С помощью таких элементов, «мозговой штурм», «выявление противоречий и разрешение противоречий», «метод контрольных вопросов» и т. п., дети учатся наблюдать, анализировать, рассуждать, изучать, делать какие-то умозаключения (зачастую методом проб и ошибок, т. е. пытаются осознать окружающую среду, в том числе математическую действительность. Они учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ведь недаром народная мудрость гласит: «Ум без догадки, гроша не стоит».

Зачастую свои занятия провожу на основе использования проблемно – поисковых ситуаций. Выход из неё – поиск нового метода, приёма, средства деятельности. Здесь уместно применяю такой метод, как «мозговой штурм» или по -другому её называют «мозговой атакой».

Например детям было дано задание: достать заветный ключ от ворот Математического Королевства, который находится у Баба – Яги. Как его достать, ведь он висит у неё на шее? А Баба – Яга злая и голодная, оно может съесть любого, кто к ней подойдёт. Что делать?

Ответы были самыми разными: предлагали накормить Бабу – Ягу чем -нибудь вкусненьким, ведь она голодна, раз собирается всех съесть; предлагалось обхитрить, обмануть. Но, впрочем, почему Баба – Яга, а не бабуличка – Ягуличка? Умыть бабусю, причесать, приодеть: глядишь – совсем не страшная и после хорошего обращения с ней она сама отдаст ключ. Девочки предлагали обменяться с ней бусами. Здесь я была только наблюдателем; дети рассчитывали на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал.

С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности.

Также в своей работе я использую много различных математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Игра также способствует развитию наблюдательности, вниманию, памяти, мышлению, речи.

На занятиях широко используются задания на сообразительность, задачи – шутки, задачи – ловушки, но не столько для развлечения, а в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, смекалку, внимание, воображение. В процесс обучения включены пословицы, загадки, считалки. Дошкольникам предлагается объяснить ход решения ими различных математических задач, что способствует их речевому развитию.

Я убедилась, что на занятиях в игровой форме дети становятся более раскрепощёнными, они очень активны, уверены в своих силах, обладают неимоверным запасом фантазии. Все те задания, которые даются детям на занятиях, выполняются ими с большим желанием. Им нравится находить выход из лабиринта, путешествовать в страну «Выдумляндию», перевоплощаться в различных сказочных персонажей, помогать героям решить ту или иную проблему, смоделировав различные варианты своих версий. Возросла мыслительная активность детей на занятиях, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, в снижении утомляемости детей. Изменился и эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, рассказывают в конце дня родителям о занятии математикой, как об интересном, радостном событии в своей жизни.

У старших дошкольников появилось представление о себе, как о человеке, знающем больше, чем ему «положено» по возрасту, и это становится основанием для повышения самооценки

Используемая литература:

1. «Весёлая дидактика» А. В. Корзун.

2. «Игры с математическим содержанием» А. А. Смоленцева.

3. «Математика в детском саду» В. П. Новикова.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду. «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы с ТНР Задачи: 1. Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5; совершенствовать умения сравнивать предметы по величине;.

Консультация: «Развитие и формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Занятия по элементарной математике.

НОД по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

План самообразования Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал.

План самообразования воспитателя по теме «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы» Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы посредством дидактических игр» Развитие элементарных.

Познавательное развитие на основе формирования элементарных математических представлений детей Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего.

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. В течение много времени ученых интересовал вопрос об обучении детей математике. Такие ученые как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, К. Д. Ушинский,.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. Речь к презентации. Слайд 1. Слайд 2. Интерес по данному направлению работы в МДОУ заключается в эффективности использования игровых приемов.

Развитие элементарных математических представлений (величина, форма) у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Сообщение из опыта работы «Развитие у детей элементарных математических представлений в подготовительной группе» Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеет работа по развитию элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы»
Опубликовано: 19 ноября 2016 в 13:04
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Губанова (УИ 699317) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД