Людмила Губанова
Доклад «Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему : «Развитие элементарно математических представлений».
Подготовила воспитатель: Губанова Людмила Петровна.
Публикация «Доклад „Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера. Свой выбор я сделала относительно такой дисциплины, как математика.
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а так же для обучения в младших классах средней школы. У каждого дошкольника имеется спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт, он может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло – вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы и то и другое стало развивающим.
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Большинство моих занятий носит интегрированный характер, в которых математические задания сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приёмов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.
Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, по подгруппам, вся группа). Это позволяет воспитывать у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности. На своих занятиях я пыталась разработать механизмы, которые помогут мне, обучая детей по правилам, научить их думать не по правилам, снабжая их знаниями, не снижать при этом поле творчества. В процессе работы на занятиях по развитию элементарных математических представлений я придерживаюсь таких целей, как:
- формирование положительного отношения и интереса к математике; воспитание установки на ценность интеллекта и включение в формирующийся образ – Я ребёнка представления о себе, как об умном человеке; формирование уверенности в себе, как способном принимать осмысленные решения на основе анализа ситуации;
- развитие интеллектуальной активности и инициативности;
- развитие воображения, мышления;
- формирование качеств творческой личности;
- создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребёнка;
- формирование культуры общения, поведения, чувств;
-обеспечение гуманитарной направленности математического образования, его связь с целостной душевно – духовной жизнью ребёнка и его практическим опытом.
«Математика всегда… остаётся для учеников Трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. А для дошкольников? Они не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Как сделать, чтобы познавая математику, ребёнок мог познать радость при преодолении трудностей?
Используемые методические приёмы (сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно- игровых и поисковых ситуаций) способствуют формированию у них элементарных математических представлений. С помощью таких элементов, «мозговой штурм», «выявление противоречий и разрешение противоречий», «метод контрольных вопросов» и т. п., дети учатся наблюдать, анализировать, рассуждать, изучать, делать какие-то умозаключения (зачастую методом проб и ошибок, т. е. пытаются осознать окружающую среду, в том числе математическую действительность. Они учатся догадываться, доказывать. Это особенно важно, ведь недаром народная мудрость гласит: «Ум без догадки, гроша не стоит».
Зачастую свои занятия провожу на основе использования проблемно – поисковых ситуаций. Выход из неё – поиск нового метода, приёма, средства деятельности. Здесь уместно применяю такой метод, как «мозговой штурм» или по -другому её называют «мозговой атакой».
Например детям было дано задание: достать заветный ключ от ворот Математического Королевства, который находится у Баба – Яги. Как его достать, ведь он висит у неё на шее? А Баба – Яга злая и голодная, оно может съесть любого, кто к ней подойдёт. Что делать?
Ответы были самыми разными: предлагали накормить Бабу – Ягу чем -нибудь вкусненьким, ведь она голодна, раз собирается всех съесть; предлагалось обхитрить, обмануть. Но, впрочем, почему Баба – Яга, а не бабуличка – Ягуличка? Умыть бабусю, причесать, приодеть: глядишь – совсем не страшная и после хорошего обращения с ней она сама отдаст ключ. Девочки предлагали обменяться с ней бусами. Здесь я была только наблюдателем; дети рассчитывали на собственные силы, свой умственный и творческий потенциал.
С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности.
Также в своей работе я использую много различных математических игр. С их помощью уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Игра также способствует развитию наблюдательности, вниманию, памяти, мышлению, речи.
На занятиях широко используются задания на сообразительность, задачи – шутки, задачи – ловушки, но не столько для развлечения, а в большей мере для обучения. Они развивают гибкость ума, смекалку, внимание, воображение. В процесс обучения включены пословицы, загадки, считалки. Дошкольникам предлагается объяснить ход решения ими различных математических задач, что способствует их речевому развитию.
Я убедилась, что на занятиях в игровой форме дети становятся более раскрепощёнными, они очень активны, уверены в своих силах, обладают неимоверным запасом фантазии. Все те задания, которые даются детям на занятиях, выполняются ими с большим желанием. Им нравится находить выход из лабиринта, путешествовать в страну «Выдумляндию», перевоплощаться в различных сказочных персонажей, помогать героям решить ту или иную проблему, смоделировав различные варианты своих версий. Возросла мыслительная активность детей на занятиях, что выражается в увеличении количества задаваемых вопросов и инициативных высказываний, в снижении утомляемости детей. Изменился и эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, рассказывают в конце дня родителям о занятии математикой, как об интересном, радостном событии в своей жизни.
У старших дошкольников появилось представление о себе, как о человеке, знающем больше, чем ему «положено» по возрасту, и это становится основанием для повышения самооценки
Используемая литература:
1. «Весёлая дидактика» А. В. Корзун.
2. «Игры с математическим содержанием» А. А. Смоленцева.
3. «Математика в детском саду» В. П. Новикова.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.