Надежда Морозова
Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Капитошка в гостях у детей» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Закреплять знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе.
Задачи.
1. Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.
2. Развивать представления о знаках и символах.
3. Воспитывать экологическое сознание дошкольников.
Предварительная работа. Беседы о воде, чтение экологической сказки «Путешествие капелек», подвижная игра: «В царствах льда, воды и пара» наблюдения и опыты.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Демонстрационный материал: проектор, экран, презентация «Путешествие капельки воды», презентация «Мир в капле дождя», запись инструментальной спокойной музыки, кукла-Капитошка, кастрюля, ширма, символы тепла (солнце, холода (Дед Мороз, банка с водой и отметкой уровня, лёд, термос с горячей водой, зеркало.
Раздаточный материал: символы льда, воды, пара, краски, кисточки, ёмкости с водой, бумажные капельки воды.
Ход занятия.
1. Организационный момент «Улыбка»
Воспитатель. Сегодня замечательный день, к нам пришли гости, давайте встанем в кружок и поздороваемся с ними, а теперь улыбнемся друг другу и скажем «Сегодня замечательный день!» (дети встают в круг и выполняют задание).
2. Беседа об агрегатных состояниях воды и демонстрация опытов.
Воспитатель. Мы в хорошем настроении садимся за столы. (раздается плач)
Ой, что это? Слышите? Кто-то плачет! Посмотрите, что это такое? (кастрюля).
По-моему плач доносится оттуда. Давайте посмотрим, кто же в ней так горько плачет? (вынимает Капитошку). Ребята, кто это (ответы детей : «Капитошка»).
Воспитатель. Капитошка заблудился, от мамы-тучки отбился, в кастрюлю провалился, чуть в суп не превратился! Что же ему теперь делать, как к маме-тучке вернуться? Не расстраивайся, Капитошка, оставайся у нас в гостях, а мы тебе расскажем и покажем, как тебе можно домой вернуться.
Ребята, а кто такой Капитошка? Правильно, капелька воды. А сейчас мы с вами вспомним, что происходит с водой во время нагревания и охлаждения.
Воспитатель загадывает загадки.
Если холод вдруг придет,
Из водички будет (лед)
Если вдруг тепло настанет
Жарко будет, лёд (растает)
Лед растает и тогда,
Будет из него (вода)
Если сильный-сильный жар,
Из водички будет (пар)
Если пар вдруг охладится,
Превратится пар в (водицу.
Воспитатель. Вот мы с вами и вспомнили, что вода бывает в трех состояниях: (твердое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар).
Правильно, когда тепло, вода нагревается и превращается в пар, а когда пар охлаждается, становится снова водой.
А теперь мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем превратить лёд в воду и попробуем получить из пара настоящие капельки воды. Во время проведения опытов нужно соблюдать правила безопасности.
Послушайте заклинание: «Пока опыт не пройдёт, никто с места не встает!»
Опыт 1. Воспитатель демонстрирует детям банку с водой с отмеченным уровнем воды. Помещает в банку кусочки льда и убирает ее за ширму. (результат узнаем в конце занятия)
Опыт 2. Воспитатель демонстрирует термос с горячей водой, от которой идёт пар.
Держит некоторое время зеркало над паром и демонстрирует детям появившиеся на нем капельки воды. ( вывод: при охлаждении пар превращается в воду, прячет зеркало за ширму).
А теперь давайте посмотрим, как путешествуют капельки в природе.
Показ презентации № 1 «Путешествие капельки воды»
(показ сопровождается рассказом воспитателя)
1. На земле капельки живут в лужах, реках, озерах, ручьях, морях, океанах…
Припекло солнышко, капелька превратилась в пар, стала легкая и улетела на небо
2. А в небе капельке стало холодно и чтобы согреться, она позвала другие капельки, прижались капельки друг к другу и превратились в большую дождевую тучу.
3. Тесно стало капелькам в туче, стали они большие и тяжелые, не могли уже удержаться в воздухе, и упали вниз на землю.
4. И снова капельки на земле. Собрались капельки в лужицы, ручейки, побежали ручейки в речки, моря, чтобы снова когда-нибудь улететь на небо.
Это явление называется круговорот воды в природе.
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (садятся за столы)
А теперь мы покажем Капитошке очень интересную игру.
3. Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»
Детям объясняется значение символов.
1. Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)
2. Хорошо мы все запомним, что водичка - это волны. (показ символа воды)
3. А квадратик твердый лед, это каждый разберет. (показ символа льда).
4. Дед Мороз – символ холода, а солнышко – символ тепла.
Я вам буду рассказывать историю, а вы мне помогать при помощи символов льда, воды и пара
Дети изображают состояния воды в соответствии со сменой символов тепла и холода. (Дед Мороз и солнышко)
Пришли холода, вода замерзла и превратилась (во что она превратилась) правильно в лед. А потом выглянуло солнышко, стало тепло (что случилось со льдом)растаял и превратился в … воду. Стало солнышко припекать еще сильней и вода превратилась в (пар).Подул холодный ветер, набежали тучки и пар превратился в дождь, а дождь это капельки воды.
Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим на результаты наших опытов.
Демонстрация детям банки с водой в которой растаял лёд и поднялся уровень воды, и зеркало с испарившимися капельками воды. ( делает вывод: лёд растаял и превратился в воду, а капельки воды нагрелись и испарились).
Воспитатель. Ребята, а теперь вы знаете, как помочь Капитошке? Во что ему надо превратиться, чтобы улететь на небо к маме-тучке? (ответы детей : надо погреться на солнышке и превратиться в пар).
Капитошка говорит, что ему с нами очень интересно, даже улетать не хочется.
За то, что вы ему помогли, он хочет показать вам волшебство.
Воспитатель читает стихотворение.
Капля воды на раскрытой ладошке.
В ней отражается небо немножко,
В ней отражается солнечный лучик,
Что вдруг пробился сквозь серые тучи.
В ней я заметил и лист золотой,
Что пролетел над моей головой.
В маленьком зеркальце папа и я,
Милая мамочка – радость моя!
В капле прозрачной увидел друзей,
Что прибежали к ладошке моей.
Вы полюбуйтесь, разве не диво? –
В капле воды отражение Мира!
Воспитатель Давайте внимательно посмотрим на экран, что же отражается в каплях дождя и постараемся запомнить.
Показ презентации № 2
Воспитатель Как красиво, правда! Давайте закроем глаза и вспомним или представим, что отражается в капельках воды. А теперь возьмите капельки, и нарисуйте в них, все, что вам запомнилось.
5. Рисование.
Воспитатель. Посмотри. Капитошка, какие красивые капельки получились у наших ребят! Теперь ты можешь спокойно отправляться к маме-тучке. Ребята, Капитошка полетит солнышко искать. Давайте попрощаемся с ним.
Капитошка «улетает».
После занятия устраивается выставка рисунков «Мир в капле дождя»