Наталья Арефьева
Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по финансовой грамотности в старшей группе
Цель : Познакомить с понятием «Семейный бюджет». Сформировать представление о факторах, влияющих на оплату труда. Дать детям первые экономические знания о купле-продаже товаров.
Публикация «Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Программные задачи :
Образовательные:
- познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет»;
- учить основам планирования семейного бюджета;
- обеспечить усвоение детьми понятия «бюджет» и его возможных составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);
- учить детей определять направления и источники доходов и расходов;
- закрепить названия продуктов, умение использовать в речи обобщающие слова;
- научить экономическим отношениям, дать представление детям о семейном бюджете;
- закрепить навыки счета в пределах 10;
- научить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.
Развивающие:
- интерес к экономической сфере жизнедеятельности: желание принимать активное участие в обсуждении бюджета семьи;
- речь детей: расширять словарный запас;
- логическое мышление: умение соотносить название магазина и того, что в нем продается;
- развивать зрительное восприятие цифр в пределах 10.
Воспитательные:
- уважительное отношение к мнению товарища, развивать коммуникативные качества ребенка;
- воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость;
- трудолюбие и доброту: чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
Предварительная работа: беседы и чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, дидактические и сюжетно ролевые игры.
Материалы и оборудование: Костюм инспектора ГИБДД, врача, бабушки, дедушки. Модель «семейный бюджет». Карточки-схемы с изображением товаров, которые можно купить в магазине и то, что не продаётся. Мешочек с монетами, монеты достоинством 5, 2, 1 рубль, банковская карта, кошельки, «товар», ценники, кассовый аппарат и корзины покупателя для сюжетно ролевой игры Супермаркет».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. - Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?
- Из кого она состоит?
Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. - Что делает мама?
Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.
Воспитатель: Чем занимается папа?
Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.
Воспитатель: Как помогаете маме и папе вы?
Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.
Воспитатель: Что делает бабушка?
Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.
Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире, и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?
Дети: Продукты.
Воспитатель: Правильно. То есть, нужно сделать много покупок! А покупки в магазине, как известно, бесплатно не отдаются – они имеют определенную стоимость! Скажите, без чего нельзя обойтись при покупке продуктов или игрушек?
Дети: Без денег.
Воспитатель: Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги.
Дети: Папа и мама работают.
Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.)
Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам дедушкам… (пенсию).
Воспитатель: А теперь давайте немного передохнем.
Физминутка
Руки поднялись у нас - это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вниз, вперед смотри - это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Воспитатель: Продолжаем работать
У кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги. Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата или сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.
Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет?
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».
Деньги есть в каждой семье. Они находятся в кошельке у взрослых. Бывают бумажные - это купюры и металлические - монеты. А еще деньги бывают электронные, они невидимы т. к. находятся на банковской карточке. Для чего нам нужны деньги?
(Ответы детей) Покупать продукты, одежду, платить за квартиру, садик, проезд. Покупка лекарства, бензина, игрушек и т. д.)
Еще деньги тратятся когда мы что-то покупаем или оплачиваем, берем из кошелька и отдаем деньги это доход или расход?
Дети: расход.
Воспитатель: За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.
Давайте заглянем в магазин. Посмотрите на выкладку товара, как называется место в магазине, где находится товар? Правильно - витрина. А что это за этикетки с цифрами?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, это ценники. Они нужны, чтобы знать, сколько мы отдадим денег за этот товар. Сколько стоит конфетка? А несколько конфет? Что дороже стоит?
(Ответы детей)
Дидактическая игра: «В какой магазин идти?» (карточки с изображением товара на каждого)
Воспитатель:
В каком магазине можно купить:
- овощи-фрукты, продукты: морковку, капусту, груши, хлеб, молоко, сметану, масло, конфеты?
Дети: овощной магазин, рынок, супермаркет.
Воспитатель:
В каком магазине можно купить:
- одежду: кофту, брюки, пальто, туфли, сапоги, ботинки?
Дети: Рынок, торговый центр, магазин…
Воспитатель:
Молодцы!
А в каком магазине можно купить:
- мебель: стол, кровать, шкаф?
Дети: мебельный магазин, рынок…
Молодцы, супермаркет – это большой магазин, где продают различные товары.
Воспитатель: Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями.
Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?
Заключительная часть.
1. Что нельзя купить за деньги? (Солнце, луну, дождь, здоровье и т. д.)
2. Откуда берутся деньги? (Зарабатывают папы и мамы.)
3. Как называются совместно заработанные деньги папы и мамы? (Семейный бюджет.)
4. Как необходимо тратить деньги? (Экономно, разумно, на нужные вещи.)
Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».
Какие все сегодня молодцы!
Для вас имеется награда.
Сюрпризный момент (шоколадные конфеты - рубли).