Масляницина Оксана
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание сказки С. Аксакова Аленький цветочек
Цель: Систематизировать и углубить знания детей о русском народном творчестве: о сказках, поговорках, песенках, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки.
Оборудование: Портрет поэта, зеркальце с ручкой, детская корона-венец, яркий цветок, сказка - диафильм «Аленький цветочек», иллюстрации к сказке.
Ход ООД
I.Организационный момент
Воспитатель: В этот чудесный день,
Добрый день,
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы „Рассказывание сказки С, Аксакова „Аленький цветочек“» размещена в разделах
- Аксаков С.Т., «Аленький цветочек»
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Развитие речи
- Темочки
Дружно здороваться Нам не лень!
Руки протягивай, не зевай.
Здравствуйте, здравствуйте!
Все подпевай.
II. Введение в тему ООД.
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы окунемся с вами в чудесный, волшебный мир сказки. В этот мир мы попадаем тогда, когда открываем книгу со сказками. Сказка хороша тем, что в ней всегда побеждают добро и справедливость. Поэтому так всегда хочется возвращаться к сказке вновь и вновь.
Воспитатель: Угадаете, кому могли бы принадлежать эти предметы - назовете название сказки, о которой сегодня пойдет речь. (Демонстрируются зеркальце с ручкой, детская корона-венец и яркий цветок).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».
III. Работа по теме ООД
Воспитатель: Какими словами начинаются сказки? («Жили-были, «В некотором царстве, в некотором государстве» и др.)
Воспитатель: Начало сказки называется «Зачин».
Воспитатель: А какими словами заканчивается сказка? («И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «Стали они жить – поживать и детей наживать».)
Воспитатель: Давайте вспомним, какие волшебные превращения могут происходить в русских сказках? (Лебедь превращается в царевну, царевна в лягушку добрый молодец - в сокола, чудище лохматое - в прекрасного царевича.)
Воспитатель: Какие волшебные предметы помогают героям русских сказок победить добро? (Волшебный меч, скатерть самобранка, дудочка- самогудочка и т. д)
Воспитатель: Автаром сказки «Аленький цветочек» является С. Аксаков. (Показ портрета) С. Т. Аксаков - русский писатель. Он любил охоту, которая помогла для написаний его произведений. Автора в детстве увлекали сказки, которые рассказывала ему ключница Пелагея, действия которых он представлял себе на самом деле. Кто же была эта Пелагея? Крепостная крестьянка. Она была ключницей в доме Аксаковых. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга
Книги для детей С. Т. Аксаков начал писать, уже будучи взрослым человеком. Сначала это были шуточные стихотворения для своей внучки. А затем он написал замечательную сказку «Аленький цветочек» по памяти, которую он слышал в детстве от Пелагеи.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним прочитанную сказку «Аленький цветочек» и ответим на вопрос: какие были волшебные предметы?
(Волшебное письмо, огненные слова, которые писало чудовище, перстень, блюдечко с яблочком, аленький цветочек.)
IV. Беседа по сказке
Воспитатель: Как начинается сказка?
Воспитатель: Куда должен был ехать отец? (Он был купец и часто уезжал по «купецким делам».)
Воспитатель: Какие гостинцы просили привезти его дочери? (Старшая - «золотой венец из каменьев самоцветных», средняя - «туалет из хрусталю восточного», младшая - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».)
Воспитатель: Все ли наказы дочерей выполнил отец? (Ответы детей)
Воспитатель: Как купец оказался в дремучем лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Где увидел отец цветок и как он выглядел? Давайте мы тоже посмотрим. (Просмотр отрывка из сказки от места, где он увидел цветок до волшебного кольца)
Воспитатель: Что же случилось, когда он сорвал этот цветок? (Ответы детей)
Воспитатель: А можно ли рвать цветы? Почему? (Нельзя, цветы украшают землю, если их сорвать, то они завянут).
Воспитатель: Какое обещание дал купец зверю лесному? (Обещал вернуться в назначенный срок)
Воспитатель: С помощью какого предмета отец мог быстро оказаться дома?
(С помощью волшебного кольца)
Воспитатель: Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери? (Две старшие - рассматривали гостинцы и не могли опомниться от радости; младшая, «увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило».)
Воспитатель: Кто из дочерей согласился спасти отца?т (Младшая.)
Воспитатель: Что стало с цветочком, когда младшая дочь оказалась у «зверя лесного»? (Он сам вылетел из рук ее и прирос к стеблю.)
Воспитатель: Показался ли девушке хозяин дворца - зверь лесной? Как он с ней сначала разговаривал? (Сначала не показывался, его слова появлялись на мраморной стене огненными буквами.)
Воспитатель: Что случилось, когда купецкая дочь впервые увидела зверя лесного (Упала без памяти.)
Воспитатель: А почему же она упала без памяти? (Он был страшный)
Давайте мы тоже представим себе, как же выглядел этот зверь лесной, чудо морское. Изобразите мимикой, жестами лесного чудища.
Воспитатель: Как жила младшая дочь во дворце несмотря на то, что хозяин страшный зверь?
Воспитатель: Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сестрами? Сколько дней она у них гостила? (Три дня и три ночи.)
Воспитатель: Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок? Что случилось тогда со зверем лесным? ( Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад: а зверь лесной бездыханный лежал на пригорке, обхватив аленький цветочек лапами).
(Просмотр кадра из сказки)
V. Физкультминутка
Посажу я зёрнышко в маленький горшок, (Садятся на корточки)
Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк, (Тихо встают руки верх)
А потом листочки, (Руки в стороны, вперёд, поочерёдно)
А потом цветочки. (Руки перед грудью, ладошки сложены и постепенно раскрываются)
VI. Викторина по сказке
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в викторину.
1. Кто главные герои сказки?
2. Какой был купец?
3. Что сказала отцу старшая дочь?
4. А что средняя?
5. Что попросила у отца меньшая дочь?
6. Какая она была?
7. А каким был чудовище?
8. Он был счастлив или нет?
9. Что же произошло с чудовищем, когда меньшая дочка не вернулась в положенный срок?
10. А что же произошло потом?
11. Как заканчиваются все русские народные сказки?
VII. Итог ООД
Воспитатель: Итак, сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» о волшебной силе любви и добра. Чему учит эта сказка? (Ответы детей)
Воспитатель: Представьте себе на место этой девушки. Вы смогли бы совершить такой поступок? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы оцениваете ее поступок? (Ответы детей)
Воспитатель: Понравилась ли сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? (Ответы детей)
Воспитатель:О чем же эта сказка? (Ответы детей)