Ковалева Галина Васильевна
Конспект ПИД «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух.»
Программное содержание: Познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Подвести к пониманию того, что что воздух есть вокруг нас и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, не имеет вес, может переносить запахи и т. д.). Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности, любознательность, наблюдательность.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; ценностное отношение к окружающей среде
Публикация «Конспект ПИД „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Оборудование: Коктельные трубочки, стаканчики с водой, весы, сдутый и надутый шарики, полиэтиленовые пакеты, таз с водой, пластмассовые мячи, детали конструктора.
Ход ООД.
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)
Здравствуй, Утро! (Жест вправо)
Здравствуй, День! (Жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
Сегодня мы поговорим с вами об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Это загадочное вещество-невидимка. Его нельзя увидеть глазами и потрогать руками. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдет речь.
Он нам нужен, чтобы дышать, Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Чтобы шарик надувать, Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Воспитатель показывает картинку с изображением планеты Земля.
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. (картинка) Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Человек может прожить без пищи – 30 дней, без воды – 14дней, а без воздуха – несколько минут.
Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям.
И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию.
(звучит мелодия)
В: Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.
А что такое лаборатория? Помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (картинка) Давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории.
В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
– А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.
Опыт 1.
Какие органы позволяют человеку видеть окружающее?
Дети: Глаза.
Воспитатель: Давайте попробуем увидеть воздух глазами.
Гимнастика для глаз.
Вправо смотрим – ничего
Влево смотрим – ничего
Раз - два, Раз – два – посмотри.
Глаза шире распахни.
Вверх глаза ты подними
Вниз скорее посмотри.
Воздух в комнате найди.
Воспитатель: Ребята вы увидели в комнате воздух?
Дети: Нет
Опыт 2 «Поймай невидимку».
Давайте мы попробуем поймать воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем? (он пустой) Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Давайте теперь поймаем воздух в пакет и закрутим его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете.
– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.
Для того, чтобы увидеть воздух, его надо «поймать». И мы смогли это сделать. Мы «поймали» воздух и закрыли его в пакете, а потом выпустили его.
Давайте посмотрим, какого цвета воздух. А чтобы это проверить, я возьму фонарик и буду светить в пакет. Что вы там увидели? (свет фонарика проходит через пакет)
Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный.
Опыт 3. Обнаружение воздуха.
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите листами бумаги перед своим лицом. Что вы почувствовали? (прохладу) Какой вывод можно сделать?
Вывод: Движение воздуха можно почувствовать.
Опыт 4. «Воздух имеет вес?»
У меня есть весы. На одну чашу я положу спущенный шарик, в котором нет воздуха, а на вторую чашу- надутый шарик с воздухом. Посмотрите, что произошло? Чаша с весами, где лежит шарик, перевесила чашу со сдутым шариком. Значит воздух имеет вес?
Вывод: Воздух имеет вес.
Опыт 5. «Тонет-не тонет».
На столах лежат предметы: пластмассовые шарики, детали конструктора.
Давайте все это опустим в таз с водой. Почему мячи не утонули?
Вывод: Предметы, в которых есть воздух, не тонут, а плавают.
Опыт 6. Воздух есть во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)
– Есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)
– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)
– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
Почему?
Вывод: Воздух есть во всех предметах, он легче воды.
Опыт 7. «Воздух в человеке»
На столах у каждого коктельные трубочки и стаканчики с водой.
-Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Можете аккуратно потрогать ее пальчиком. А теперь подуйте в трубочки. Что происходит? Появились пузырьки-это воздух. Мы снова его увидели. А откуда взялся этот воздух? (сначала вдохнули его в себя, а потом выдохнули в трубочку)
Вывод: Мы дышим воздухом.
Дыхательная гимнастика (здоровье).
-Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Глубокий вдох через нос, выдох через рот. Губы вытянуты. (несколько раз).
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Опыт 8. «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?
(нет, нос бал закрыт)
Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
Вывод: Воздух переносит запахи.
А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно поиграть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей)
Что вы сегодня узнали о воздухе?
• Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.
• Воздух невидим, прозрачен.
• Движение воздуха можно почувствовать.
• Воздух имеет вес.
• Предметы, в которых есть воздух, не тонут, а плавают.
• Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.
• Мы дышим воздухом.
Воздух переносит запахи.
• Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Картинка)
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль).
Похвала детей. ?
Рефлексия.
Что интересного вы сегодня узнали? Какой из опытов вам понравился больше, почему?
О каком свойстве воздуха он нам рассказал?
К какому выводу мы с вами пришли?
Дети: Надо проветривать группу перед занятием, делать влажную уборку, не мусорить.
Похвала детей.