Бубнова Елена
Конспект НОД в старшей группе «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Воздух и его свойства» ( познавательное развитие: экологи)я
Цель: Формирование представлений о воздухе, его свойствах и значении.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху, его свойствам и значении.
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых организмов.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, бережное отношение к природе, желание исследовать всеми доступными способами.
Расширять и активизировать словарь детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей.
Оборудование и материалы: воздушный шарик, мыльные пузыри, трубочки по количеству детей, стаканчики, веера, предметы для игры «Тонет- не тонет» : деревянный кубик, камень, резиновый мячик, монетка; магнитики деревья.
Участники: дети, воспитатель
Методы и приемы:
словесные (беседа, ответы на вопросы, загадывание загадки, чтение стихотворения);
игровые (игровые ситуации, сюрпризные моменты- волшебная коробка с ветерком);
наглядные (демонстрация опытов и экспериментов);
практические (самостоятельная опытно – экспериментальная деятельность).
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, я принесла вам шарик.
— Как вы думаете, что у него внутри?
— Правильно, воздух, поэтому он и называется воздушный шарик.
-Мой шарик умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает.
— Как вы думаете, почему он так летает? (он легкий). Значит и воздух, который находится внутри шарика тоже легкий.
— Давайте вместе произнесем : воздух легкий.
Воспитатель:
— А сейчас я развяжу шарик и выпущу воздух. Что вы почувствовали?
(ветерок, а ветерок это тоже воздух, который движется.
— А что вы услышали? Как воздух выходит из шарика? Давайте вместе произнесем: ш-ш-ш-ш.
— А вы его увидели?
— Значит, получается, что воздух невидимый или прозрачный, раз его не видно.
— Давайте вместе скажем: воздух прозрачный.
— Ребята, а хотите поиграть с воздухом : ощутить его, поймать, почувствовать?
— Тогда, приготовьтесь. Мы сегодня отправимся в нашу лабораторию и будем учеными. Кто такие ученые? Мы будем проводить эксперименты и опыты с воздухом.
— А сейчас встанем и проведем физминутку.
Физминутка
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Работа с веером
— Вот такой у нас ветерок.
— А вы хотите, почувствовать ветерок и позвать его? Он спрятался у меня в этой коробке.
— Возьмите веер и позовите ветерок, а еще можно ему придумать имя (каждый ребенок называет имя своего ветерка).
— Ну что, почувствовали какой ветерок?
А теперь одеваем халаты и отправляемся в лабораторию, мы же ученые.
Работа в лаборатории
Опыт 1.
Воспитатель:
— Дети, что в стакане? (пустой)
— Давайте проверим.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в тарелку с водой.
— Посмотрите, стакан остался пустым, туда водичка не прошла, а что же не пускает воду в стакан, что в нем есть?
— А теперь я немного наклоню стакан, чтобы водичка туда прошла, давайте посмотрим, как будет выходить воздух (пузырьками?
Это воздух выходит из стакана наверх- он же очень легкий, а его место занимает вода.
Воспитатель:
— Скажите, дети, наш стакан пустой, или в нем что-то есть?
— Что же в нем есть?
Дыхательное упражнение «Ветер»
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на высокие деревья он подул, подул, подул.
Опыт 2
Воспитатель:
Сейчас мы с вами проведем еще один опыт. У нас на столе стаканчики с водой и трубочкой. Подойдите, вдохните воздух и подуйте один раз в трубочку.
— Посмотрите, что появляется на поверхности воды?
— А почему появляются пузыри? Внутри нас есть воздух.
— А давайте подуем посильнее? Сколько появилось пузырей?
— А где еще есть воздух? (вокруг нас, на улице, внутри нас)
Опыт 3
Дидактическая игра «Тонет — не тонет»
Мы сейчас проверим, в каких предметах есть воздух? Если в предмете есть воздух — он будет плавать так как воздух легкий, если нет воздуха – потонет (дети по очереди подходят и опускают предмет в воду)
— Назовите предметы, в которых есть воздух?
— Назовите предметы, в которых воздуха нет?
Выводы
Что же мы выяснили, сделав опыты?
— Где есть воздух?
— Какого он цвета?
— Какой он на вкус? Вдохните, попробуйте.
— Какой у воздуха запах?
Игра с мыльными пузырями
— Ребята, а воздух с нами хочет поиграть. Он прислал к нам своих друзей — мыльных пузырей. Они спрятались вот в этом маленьком флакончике.
(звучит музыка, дети ловят пузыри)
— Что внутри этих пузырей, почему они летают?
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
— Что же это?
Значение воздуха для человека
— Дети, а скажите, человек может жить без воздуха?
Человеку нужно дышать. Давайте проверим, сможем ли мы жить без воздуха? Вдохнем и задержим дыхание — не дышите. Без воздуха долго жить невозможно.
— А кто еще не может прожить без воздуха?
— А как вы думаете, каким воздухом лучше дышать — чистым или загрязненным?
Сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух.
Аутотренинг
Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. На до мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.
— Посмотрите на картинки, в каком красивом городе мы живем. В нем много машин, которые загрязняют воздух.
— А у нас в городе чистый воздух?
— А что загрязняет чистый воздух? (машины, заводы, люди)
— А где же взять нам много чистого воздуха.
Чтение стихотворения воспитателем
Как приятно любоваться
Синевой морей.
Как прекрасно восхищаться
Клумбой у дверей.
Но не вечная природа,
Она терпит столько зла!
И всё меньше год от года
На планете кислорода
Счастья, мира и тепла.
Чтоб земля была красивей
Надо быть нам бережливей.
Я открою вам секрет, чтобы воздух был чистым, нужно сажать деревья и другие растения. Они впитывают в себя грязный воздух, а отдают — чистый.