Любовь Березуцкая
Пересказ рассказа с использованием метода моделирования (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность
на тему: ""Пересказ рассказа, используя метод моделирования ""
Программное содержание:
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде модели из блоков Дьенеша, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:
Публикация «Пересказ рассказа с использованием метода моделирования (старшая группа)» размещена в разделах
1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста.
2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность).
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
Методические приемы :
Рассказывание, беседа; выстраивание мнемодорожки моделированием из блоков Дьенеша; дидактическая игра «Назови детеныша», упражнение «Подари камешек»
Оборудование:
мяч, аудиозапись «звуки леса»., блоки Дьенеша, басня Л. Н. Толстого"Два товарища", дорожки для зрительной гимнастики, рюкзак, предметы для рюкзака, камешки.
Предварительная работа:
• Изучение лексической темы «Дикие животные».
• Наблюдения в природе.
Сегодня мы отправляемся в поход. А что мы не забудем взять?
Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в поход идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)
Что понадобится нам в походе?
1. Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тот час узнаешь путь. (Компас)
2 В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки -
Раздают всем огоньки. (Спички)
3 Я горячее храню, я холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос)
6. Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Воспитатель: Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок.
(ходьба)
Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток.
(на носочках)
Пробирайся осторожно –
Замочить здесь ноги можно.
(высоко поднимая ноги)
Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке.
(прыжки)
Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом.
(приседают)
Будем медленно идти –
Дождь настигнет нас в пути.
(легкий бег)
Мы пришли с тобой, дружок
Во дремучий, во лесок.
(ходьба)
Вот мы и в лесу. Остановимся, и присмотритесь: кругом кипит жизнь. Птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. Присядем на пенечки, полюбуемся природой
Каких животных можно повстречать в нашем лесу?
Ой, кажется сюда приближается медведь!
Действуем тихо и осторожно!
Пригнитесь! и потихоньку следуйте за мной!
— Послушайте историю о встрече мальчиков с медведем.
Басня Л. Н. Толстого "Два товарища"
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему ненечего он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошё л к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
— Кто вспомнит его название басни и автора? ("Два товарища" Л. Н. Толстой)
-Почему басня названа Два товарища?
-Где были мальчики?
-Что с ними случилось?
-Как поступили мальчики?
-Как вы понимаете выражение упал наземь?
-Как отреагировал медведь?
-Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый?
-Чему учит эта басня?
-Как бы вы поступили в данной ситуации?
-Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?
Развитие навыков словообразования.
— У медведя — медвежонок, а у лисы —. (лисенок, у лося —. ,., у оленя —. , у волка-
— Я расскажу рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. А помогут вам модели, которые мы с вами составим
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается модельный план рассказа из блоков Дьениша
-Где были мальчики?
-Что с ними случилось?
-Как поступили мальчики?
-Как отреагировал медведь?
-Что сделали ребята?
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики погрели!
А потом мы все присели
На медведей посмотрели:
Три медведя шли домой,
Папа был большой — большой.
Мама с ним пониже ростом
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!
Развитие связной речи.
Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить за рассказом товарища и быть готовым продолжить.
-Вот и пришла пора возвращаться в группу, детвора!
— Где мы сегодня побывали?
Что нового узнали? Что вы научились делать на занятии?
Далее дается дифференцированная оценка работы детей.
Дети берут из рюкзака по одному разноцветному камешку и дарят их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: «Я дарю тебе камешек, потому что ты самый…» Отмечая при этом лучшие качества ребёнка.