Манашкова Елена
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну камней»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КАМНЕЙ»
Манашкова Елена Владимировна
воспитатель
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Светлячок»
2015г.
Виды деятельности :
Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Интеграция образовательных областей :
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие в страну камней“» размещена в разделах
физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Образовательные задачи :
- Дать детям представление о таком явлении природы как вулкан, познакомить с профессией ученого-вулканолога,
- Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения. Закрепить знания детей об объектах неживой природы.
- Уточнить и активизировать словарь детей по теме «Вулканы» : учить называть свойства и особенности (крепкий, твердый, гладкий, тяжелый, красивый и др.).
- Способствовать развитию связной речи.
- Закрепить правила безопасного поведения при проведении опыта.
Развивающие задачи :
- Развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы.
- Развивать у детей познавательный интерес к деятельности.
- Способствовать развитию творческого воображения.
- Развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.
- Умение работать в команде.
Материалы к занятию:
Мультимедийное оборудование, набор камней, сосуд с водой, молотки, деревянные бруски, «волшебный мешочек», лупы, пемза, сода, моющая жидкость (любая, красная краска, уксус, салфетки.
Ход занятия.
Хозяйка Медной горы: - Здравствуйте, ребята! Я – Хозяйка Медной горы. Люблю тех, кто интересуется моими богатствами и поэтому приглашаю вас в гости увидеть моё богатство – камни.
Но сначала будем знакомиться, и знакомиться мы будем ладошками. Вы на мою ладонь кладете свою ладошку и говорите свое имя.
Я рада нашему знакомству.
На столе стоит шкатулка
- Посмотрите, ребята, на мою шкатулку?
- Как вы думаете, что там находится? (Ответы детей)
Что находится в шкатулке - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжелый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге не нужным лежать
Кто может предмет по приметам узнать?
Правильно – это камень.
Скажите, какие бывают камни? (И каких только не бывает камней! Прозрачных, как родниковая вода, и темных, как ночь. Бесцветных и переливающихся всеми цветами радуги. Тяжелых – не поднять, и легких, как вата. Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полоску из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы.)
- Это происходит потому, что камешек состоит из разных минералов
Презентация «Страна камней»
Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть камни. Уже первобытные люди использовали их.
– Ребята, а вы знаете как человек использует камни?
Некоторые камни всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства были созданы природой. Поэтому существует в мире множество сказок и легенд, где камни – это капельки слез прекрасной богини, упавшие звезды, застывшая в чашечке цветка роса…
В нашей стране Уральские горы славятся своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.).
Посмотрите как они прекрасны!
Из камней-самоцветов мастера камнерезы делают великолепные произведения искусства: шкатулки, вазы, мебель, украшения, фигурки животных и даже цветы, ягоды, фрукты!
А это - янтарь – застывший кусочек солнца. Янтарь образовался из смоляных слёз хвойных деревьев, произраставших на нашей планете сорок миллионов лет назад и видевших еще динозавров. Шли столетия, деревья росли и умирали, потом на этом месте образовалось море. Кусочки смолы постепенно отвердевали под воздействием холодных вод морских глубин, вода шлифовала камень, а потом выносила его на берег.
В кусочках янтаря можно увидеть попавших когда-то в смолу насекомых, семена, веточки… А как красивы поделки из янтаря!
- Ребята я хочу пригласить вас в мою сокровищницу полюбоваться камнями-самоцветами. (Дети рассматривают камни и изделия из них).
- А теперь давайте поэкспериментируем с камнями.
Какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов, но вам нужно будет достать только камни.
- Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь? (гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.)
- А если мы возьмём в одну руку камень, а в другую пластилин и сильно сожмём их, что с ними произойдёт? Почему? (ответы детей).
- Давайте проверим.
Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. – Какой вывод можно сделать? (ответы детей).
Ребята, посмотрите, здесь есть еще молоток, гвозди, деревянный брусок. Как вы думаете, что произойдёт, если мы попытаемся забить гвоздь в камень и в брусок? Почему? (ответы детей).
- Давайте проверим.
– Какой вывод можно сделать? (ответы детей).
- Почему забили гвоздь? (брусок мягкий, непрочный).
- А что будет, если мы опустим камень в воду? Почему? (ответы детей).
- Давайте это проверим (Камень утонул, потому что тяжелый).
- Ребята у меня еще есть очень необычный камень. Этот камень называется пемза. Давайте и его опустим в воду. Что происходит? Почему? (ответы детей).
- Возьмите лупу и рассмотрите его внимательно. Чего много у этого камня? (дырки).
- А как вы думаете эти дырочки пустые? Пемза не утонула, как другие камни, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. И мы с вами скоро узнаем, как появляется пемза.
Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный… (вулкан).
Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы, как вулкан.
Презентация «Вулканы»
Сначала я хочу рассказать вам легенду.
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.
Давайте заглянем внутрь вулкана. На что похож вулкан? Какой он формы? Верхушка вулкана называется кратер. А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас.
- Скажите, ребята, чем опасны вулканы?
- Вулканы очень опасны для человека но, несмотря на это людям приходится жить в горах в опасной близости от вулканов. Почему? Потому что очень трудно покинуть свой дом и найти себе новое место для жилья, а ещё люди надеются на чудо, ведь спящие вулканы иногда просыпаются раз в тысячелетие или «засыпают» навсегда. Но, к сожалению, были и такие случаи, когда от проснувшихся вулканов погибали целые города…
Опасны почти все проявления вулканической деятельности. Лавовые и грязевые потоки могут полностью разрушить поселения, лежащие на их пути.
Опасность грозит людям, оказавшимся вблизи или между языками магмы. Не менее страшен и пепел, проникающий буквально всюду. Источники воды бывают завалены лавой и пеплом, крыши домов обрушиваются.
Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.
А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают? Чем они похожи? Чем отличаются? Ребята вулканы бывают трех видов.
Действующий
- Как вы думаете, какой вулкан называют действующим? (это тот, который извергает лаву).
Спящий
- Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? (он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву).
Потухший
- Как вы думаете, какой вулкан называют потухшим? (который тысячу лет не извергает лаву).
А как вы думаете, у нас в Ставропольском крае есть вулканы? (ответы детей).
На Земле имеется около 400 действующих вулканов. Потухших насчитывается значительно больше. Но мало кто знаком с вулканами Ставропольского края. Многие наверное, даже удивятся: "А разве в Ставропольском крае есть вулканы?" Представьте себе - есть. И даже не один.
Ставропольские вулканы расположились недалеко от города Пятигорска, образовав целый вулканический район, называемый обычно Пятигорьем, хотя здесь не пять, а семнадцать вулканических гор.
Пятигорские вулканы особенные. Их можно назвать «неудавшимися вулканами», так как раскаленная магма у многих из этих гор, поднимаясь из земных недр, не смогла пробить толщи земной коры и лишь приподняла их над окружающей местностью в виде высоких куполов. Земная кора не позволила пятигорским вулканам сделаться настоящими вулканами, извергающими лаву, пепел, раскаленные бомбы и горячие газы. Такие вулканы называют лакколитами.
Физкультминутка
Вулканы начали играть –
Из жерла лаву извергать. - Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! - Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза
Но вот он начал уставать –
Огонь в нём начал угасать. - Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул - Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул. - Складывают руки под щеку «засыпают, спят»
Повторить - 2 раза.
- Наблюдать извержения вулкана интересно. Но безопаснее это делать в кинотеатре.
Просмотр видео «Извержение вулкана Плоский Толбачик. Камчатка»
- Давайте мы с вами попробуем оживить вулкан и понаблюдаем за извержением лавы.
Не забывайте во время эксперимента соблюдать правила безопасного поведения:
Надо работать аккуратно:
Ничего не брать в рот!
Не нюхать!
Быть внимательными!
Быть осторожными!
На столе – макет вулкана. В его жерле приготовленная смесь - 2 чайные ложки соды, 5 капель моющего средства, красная краска - 1 кофейная ложка.
Воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона, уксус).
Какой красивый, замечательный, необычный вулканы мы оживили.
А теперь, ребята, нам пора прощаться. Вам понравилось у меня в гостях? Что нового и интересного вы узнали? Что бы ещё хотели узнать?
Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает лаву и камни, а извергает только сладкие подарки, угостить.
Анализ занятия.