Татьяна Устюжанина
Конспект открытой образовательной ситуации в старшей группе «Секреты магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытая образовательная ситуация «Секреты магнита»
Программные задачи:
• способствовать развитию познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения;
• сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать
предметы;(выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком_;
Публикация «Конспект открытой образовательной ситуации в старшей группе „Секреты магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
• развивать самостоятельность в процессе проведения опытов, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра;
• воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми предметами;
• пополнять словарь детей новыми терминами: магнит, магнетические предметы, немагнетические предметы, эксперимент, лабаротория, экология, Гольфстрим
Предварительная работа:
Проведение опыта «Что притягивает магнит?», использование в свободной деятельности дидактических игр: «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв»
Оборудование:
Посылка, письмо, «волшебная варежка» с магнитом внутри, ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая; колечко серебряное, диски, магниты по количеству детей, веревка, большой пластиковый стакан, стаканы с водой по кол-ву детей; железные мелкие предметы: скрепки, гайки, шурупы; тарелка с гречневой крупой)
Ход:
Ребята, сегодня у нас необычный день- мы открываем Центр экспериментальной экологии. Кто может вспомнить, что такое ЭКОЛОГИЯ?
А я вам напомню, что наш экологический центр называется «Теплое течение», так по другому называется ГОЛЬФСТРИМ, о котором я вам рассказывала.
- Теперь наденьте халаты, шапочки, я приглашаю вас в наш центр, по другому можно его назвать научной лабораторию. Кто мне подскажет, что обозначает слово – лаборатория? Как называют людей, работающих в лаборатории? Чем они занимаются в лаборатории?
-Ой, смотрите, какая-то посылка, подписано: «Для любознательных». Я полагаю, что это именно для нашей группы. Посмотрите, что же там внутри?
( в посылке 3 ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой спрятан магнит, колечко, диск и письмо) Воспитатель достает и перечисляет:
- Три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая, колечко, диски ….А вот и письмо (читает)
«Здравствуйте ребята, пишут вам герои любимых сказок. Очень просим вашей помощи. Мы, зверушки сказки «Рукавичка», посылаем вам удивительную рукавицу к которой прилипают различные предметы…Подскажите, почему это происходит?»
- Может быть, рукавица волшебная…Проверим?
1. Опыт №1 «Волшебная рукавица»
Воспитатель: предлагает поднести рукавицу к каждой ложке)
- Нет волшебства, опять нет волшебства, получилось….Ребята, как вы думаете почему получилось волшебство? Две ложки пластмассовая и деревянная как лежали, так и лежат, а металлическая притянулась к варежке?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы меня порадовали, разгадали секрет. В этой рукавице находится магнит. Кто мне скажет, что такое магнит?
(магнит – это предмет, который притягивает к себе металлические предметы)
Воспитатель: Магнит – это куски железа или стали, который притягивает к себе металлические предметы (такие как железо, сталь, никель)
Есть особенность у магнита -предметы из золота, алюминия, серебра – мангит не притягивает
2. Опыт №2 «Достанем меч-кладенец из колодца»
Воспитатель: Я продолжу читать наше письмо….
«Дети, пишет вам Иванушка. Мою невесту Василису похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу её вызволить, но для этого мне нужен меч-кладенец, который хранится на дне глубокого каменного колодца. Я не знаю, как достать мое оружие, помогите мне пожалуйста.»
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь Иванушке?
(дети выдвигают возможные гипотезы)
Воспитатель: Как вы предполагаете, из какого материала изготовлен меч-кладенец?
(ответы детей) Да. Скорей всего – он металлический….
Воспитатель: Каким образом можно достать оружие со дна колодца?
Воспитатель: Как при помощи магнита достать меч со дна глубокого колодца?
(привязать верёвку к магниту и опустить в колодец)
Ребенок с помощью магнита на веревке достает из большой емкости железный гвоздь – меч-кладенец
Воспитатель: Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?
путем экспериментирования дети определяют свойства магнита :
-определите на ощупь (гладкий, холодный)
-постучите по столу, какой звук слышите? (глухой)
-попробуйте сломать: твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- взвесьте на пуке,какой он тяжёлый или лёгкой!
Мы знаем, что легкие предметы в воде….что делают (плавают) А тяжёлые… (тонут)
Вывод: магнит – гладкий, имеет глухой звук, твёрдый, тяжёлый.
3. Опыт №3 «Помогите Золушке»
«Ребята, пишет нам Золушка…Моя мачеха никак не хочет пускать меня на бал к принцу. Даёт мне трудные задания, которые я смогу разрешить только с вашей помощью. Сегодня она насыпала мне гречку в тарелку всякого мусора. Посмотрите, что в крупе? (металлические скрепки, булавки, гвоздики)
Как помочь Золушке?
(применяем магнит)
Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки. А ещё ,ребята, все предметы которые притягивает к себе магнит называют – магнетические. А те, которые не прилипают к магниту – немагнетические.
Воспитатель: У нас гость, психолог Елена Геннадьевна, проходите пожалуйста.
Экологическая игра «Смеси и соединения»
Спасибо, Елена Геннадьевна, а мы читаем дальше…
«Ребята, пишет вам падчерица из сказки «12 месяцев». Я уронила веретено с железным наконечником в стеклянный – ледяной колодец. Боюсь прыгать в этот колодец, очень уж не хочется бежать в гости к Госпоже Метелице…Можно ли достать мое веретено с помощью магнита не замочив рук и ног?»
Опыт №4 «Не замочи рук»
Воспитатель: Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с водой с металлической скрепкой. Вам нужно, не замочив рук, достать скрепку. Поможет нам,конечно, магнит.
(У каждого ребенка стакан с водой. Каждый пробует вести магнит по внешней стороне стакана снизу – вверх. Скрепка «тянется» за магнитом)
Вывод: Мы раскрыли еще один секрет : магнит взаимодействует с предметами через стекло.
Вот мы и помогли всем нашим сказочным героям, и они нам благодарны.
Ребята, а где в нашей группе вы встречали магниты?
(игра «Рыбалка», «Магнитная азбука», железная дорога)
Ребята, магнит также используют в строительстве, для поднятия больших металлических грузов, в водопроводах устанавливают магнитные фильтры, для очистки воды, в различных медицинских приборах есть магнит,
в школе есть магнитные доски…в рюкзаках, игрушках, зажимах для волос, компасах и т. д.
Молодцы, ребята! Вы сегодня были очень любознательны.
Любознательные дети всегда хотят узнать что-то новое и интересное. Подскажите, где можно находить много интересной информации?
(в энциклопедиях, по ТВ, через интернет)
Спасибо, полагаю и вы поделитесь своими знаниями дома, с родственниками и друзьями.