Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Ребенок и общество» по теме «Секреты хлопка»

надя пашкова
Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Ребенок и общество» по теме «Секреты хлопка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Ребенок и общество»

Тема: «Секреты хлопка»

Цель: формирование представлений у детей о происхождении хлопчатобумажных нитей и тканей.

Задачи:

1. Познакомить детей с растением – хлопок.

2. Формировать представления о нитях и тканях из хлопка и их свойствах.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по образовательной области „Ребенок и общество“ по теме „Секреты хлопка“» размещена в разделах

3. Обогатить словарь словами: хлопок, хлопчатобумажная ткань, хлопкоуборочная машина, веретено, чесалка, натуральная ткань.

4. Развивать навыки осуществления анализа, сравнения.

3. Воспитывать познавательный интерес к окружающему.

Оборудование и материалы: Лоскутки х/б тканей, вата, лупы, баночки с водой, пипетки - на каждого ребенка, коробка для рукоделия с нитками («мулине», для шитья и вязания, мультимедийная презентация «Секреты хлопка».

Предварительная работа: знакомство с лупой; беседы по поговоркам и пословицам о труде.

Начало занятия

1. Вступительная беседа и рассказ воспитателя.

Задачи: организовать детей, мотивировать на предстоящую деятельность.

Воспитатель:

-Я хочу вам что-то рассказать. Присаживайтесь. Один мальчик, по имени Витя, был очень любопытным. А это хорошо или плохо? (ответы детей) Так вот, ему было всё интересно, он всегда спрашивал у взрослых: почему? зачем? для чего? Поэтому он много знал и был настоящий «Знайка». Однажды он с мамой был в гостях у маминой подруги и увидел у неё вот такую коробку и конечно ему захотелось посмотреть, а что же там внутри. Он, конечно же, спросил разрешение. Открыл и увидел. (воспитатель открывает коробку)

В. – Что же Витя там увидел? ( дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое и высказывают предположения: что это и для чего)

В. – А вы знаете из чего изготовлены эти нити? А хотели бы узнать и стать, как и Витя, «знайками»?

Ход занятия

1. Рассказ воспитателя

и показ презентации «Секреты хлопка».

Задачи: познакомить с хлопком и его использованием.

В. – В древние времена не было телевидения и книг с иллюстрациями, чтобы увидеть что-то, транспорта – для путешествия в дальние страны и люди мало что знали. Они не читали сказки, а рассказывали их. И сказки любили слушать все. И всё-таки были люди, которые смогли побывать в далёких странах и рассказывали о путешествиях людям, а те - другим, другие – ещё кому-то. Как сказку: кто-то верил, кто-то – нет. В старину рассказывали, будто за великой рекой Волгой, за широким Каспийским морем, растут не то кусты, не то зверь. Сажают в землю семя, а из него вырастает барашек. У барашка мягкая, тонкая шёрстка. Посередине живота у него корень, вросший в землю. Живёт так барашек на корню, ест вокруг себя травку. Когда всю траву съест и ничего кругом не останется, он засыхает, как куст без воды. Конечно, это сказка. Нет таких животных, чтобы вырастали из семечка, как дыня. Никто и никогда не видел чудесного зверя на корню, зато многие видели белую мягкую шёрстку — светлый пушок, который привозили из-за Каспийского моря. Он действительно немного похож на шерсть кудрявого барашка, но тоньше и мягче. Теперь уже все знают, что это не шёрстка барашка. Каждый год весною сажают семена, а летом из них вырастают невысокие кусты. Ни за что тебе не догадаться, что на этих кустах растёт. Коробочки с ватой — вот что растёт! Эту вату и принимали за шёрстку волшебного барашка. Куст называется хлопчатником, а вата, которая на нём растёт — хлопком.

В. – Семена хлопка сажают в землю. (слайд №2) Хлопок любит много солнца и тепло. И воду, но каждый день и по чуть-чуть. А как вы думаете, почему у нас не растёт хлопок? (предположения детей)

В. – Да, это капризное растение, оно не вынесет ни засухи, ни лишней воды, ни лёгкого морозика – погибнет сразу. Наш климат хлопчатнику не подходит.

В. – Вырастает кустик, цветёт один день белыми цветами – утром распускается, а вечером увядает. (слайд № 3)

В. – На месте цветка остаётся зеленая коробочка, как яблоко, а в ней- белый пух, как вата. (слайд № 4)

В. – Пух растёт, ему мало места в коробочке и она раскрывается. (слайд № 5)

В. – А пух всё растёт. В коробочках с пухом и семена. А осенью пух собирают. Он называется – волокно, то, из чего будут делать нити. (слайд №6)

В. – Часть семян оставляют для посева весной, а из другой части семян делают

масло. (слайд № 7 - 8)

В. – А как оно называется, как вы думате? (хлопковое)

В. – Пух-волокна, давным-давно, собирали люди руками. Сборщики привязывали к себе мешок и туда ложили пух. (Поговорка - труд кормит и одевает.) (слайд № 9 - 10)

В. – А в наше время хлопок собирают машины. Как же они называются? (предположения детей)

В. – Я вам скажу – хлопкоуборочные машины. (слайд № 11)

В. – А зачем человек придумал машины? (предположения детей)

2. Эксперимент.

Задачи: практически попробовать сделать нить из ваты.

В. – Что это? (Вата)

В. – Вата, это и есть пух хлопка, только очищенный. Посмотрите внимательно через лупу: вы увидите, что вата состоит из очень тоненьких волокон — ниточек. Но эти ниточки короткие и некрепкие. Давайте сделаем из волокон ваты крепкую длинную нитку. Как вы думаете, получится? Поговорка – «Без старания не выполнишь задания»

(воспитатель показывает и выполняет с детьми работу)

В. – Расправьте вату и вытяните её так, чтобы она лежала на столе не комком, а салфеточкой. Теперь возьмите вату в левую руку, а правой вытяните несколько волокон. Только медленно и осторожно, чтобы волокна не оторвались от всего куска ваты. Большим и указательным пальцами скручивай те волокна, что уже вытянулись. Вертеть нужно всё время в одну сторону и волокна скрутятся в толстую нитку. Потом осторожно потяните за эту нитку; из куска ваты вытянутся ещё волокна. Скрутите и эти волокна — нитка станет ещё длиннее. Поговорка: Нитка – жидка, да полотна творит. А чтобы получился клубок ниток, сколько нам работать? Вот и представьте, сколько надо было раньше человеку потрудиться, чтобы получились нити. А не пора ли нам отдохнуть, поиграть? Выходите в круг.

3. Физкультминутка Подвижная игра «Дядюшка Трифон»

Задачи: Развивать у детей внимание, умение действовать по сигналу и самостоятельно выбирать движения.

Описание: Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается ведущий. Он находится в центре. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Ведущий добавляет: - Разом делали, как я!

Все начинают повторять его жесты, движения. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры : При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

4. Продолжение рассказа с презентацией

В. – Но если так скручивать, то на одну рубашку пришлось бы готовить нитки целый год. Уже три тысячи лет назад придумали, как скручивать нитки быстрее. Хлопок расчёсывали гребешком, чтобы волокна лежали ровно, не путались. Расчёсанные пучки привязывали к палке — пряслу. Вытягивали из пучка кусочек нити и привязывали её конец к другой палочке, короткой. Эта палочка внизу толще, чем наверху. Её запускали, как волчок. Она вертелась и скручивала нить гораздо быстрее, чем пальцы. Надо было только левой рукой вытягивать волокна из пучка хлопка, а правой подкручивать волчок. Называется такой волчок веретеном. (слайд № 12 - 13)

В. – И всё-таки это очень медленная работа — прясть нити ручным веретеном. Теперь на фабриках стоят огромные машины, которые сами очень быстро прядут нити из хлопка. Первая машина разрыхляет хлопок железными пальцами. А сильная струя ветра выдувает из хлопка всю пыль. Эта машина называется трепальной, она треплет хлопок. Другая машина расчёсывает хлопок большими щётками. Эта машина называется чесальной. (слайд № 14)

В. – А третья машина вытягивает хлопок в широкую ровную ленту. Это ленточная машина. Потом из ленты прядут нити. (слайд № 15)

В. – Скручивает нити, как и прежде, веретено. Сто веретён, и прядут они сразу четыресто ниток. Человеку надо только следить, чтобы машина была в порядке. (слайд № 16)

В. – Когда нитки готовы, нужно выткать из них материю. Всякая материя состоит из переплетённых ниток. Челнок снуёт поперёк продольных нитей, продевает сквозь них поперечные. (слайд № 17 - 18 - 19)

В. – Так получается хлопчатобумажная ткань. (слайд № 20)

В. – А теперь давайте присядем за столы и выберем себе по одному лоскутку, который понравился.

5. Эксперименты с тканями

Задачи: Формировать представления о свойствах тканей из хлопка, умение анализировать, сравнивать.

1. Эксперимент с тканью

В. – Ткань мягкая или твердая на ощупь?

В. – Какая ткань на вес – лёгкая или тяжелая?

В. – Это хорошо или плохо?

В. – А была бы одежда лёгкая из тяжелой ткани?

2. Эксперимент с тканью и водой.

В. – Давайте возьмём и капнем водичку на наши лоскутки. Что вы видите? Что с тканью? Как вы думаете, почему? (ответы детей)

В. – Давайте с помощью лупы рассмотрим переплетение нитей в лоскутках. Дети: - Вывод - нити переплетаются реже, там есть дырочки и через них просочилась вода. Значит ткань промокает быстро.

3. Эксперимент с тканью на прочность.

В. – Давайте возьмём и попробуем их потянуть в разные стороны – попробуем её порвать. Рвётся?

Дети: - Вывод: ткань - прочный материал. Одежда не порвётся.

4. Эксперимент с тканью:

В. – Мнется или нет?

В. – Это хорошо или плохо? (ответы детей)

6. Физкультминутка Подвижная игра «Челнок» (Веселая ткачиха)

Задачи: обеспечить отдых.

Два ряда играющих становятся друг напротив друга и сцепляются меж собой под локти. Два игрока-челнока пробегают меж этих рядов навстречу друг другу. Ряды при этом постоянно сходятся и расходятся, напевая стишок и постепенно ускоряясь. Проигрывает тот челнок, который не успевает пробежать между рядов до их схождения и оказывается зажат между ними. Затем выигравший челнок выбирает следующую пару челноков для игры. Стишок либо такой:

Челнок бежит,

Земля дрожит.

Шьет - пошивает,

Дали посылает. (Ряды должны идти как можно ровнее, не волнами)

7. Беседа с детьми.

Задачи: обобщить представления о хлопке.

В. – Ткань из хлопка считается натуральной. А почему, как вы думаете? (предположения детей) (слайд № 21)

В. – Что даёт нам хлопок? (ответы детей) (слайд № 22-23)

Окончание

1. Рефлексия: упражнение «Что понравилось?».

В. – Ребята, вы - «знайки», вы каждый день узнаёте что-то новое, как и сегодня. Новая поговорка для вас: «Век живи – век учись» Как вы её понимаете? (предположения детей) А ещё вам задание: дома, посмотрите вместе с мамой, какие вещи у вас есть из хлопка, а потом мне расскажите.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Секреты дружбы» Задачи: • закрепить знания о произведении детей В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», вежливых словах, правилах дружбы; математические.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Секреты Цветика-Семицветика» Программные задачи: Образовательные:Систематизировать знания у детей 5-6 лет о правилах поведения и общения в обществе (этикет, морали.

Конспект НОД по образовательной области «Познание» «Русская изба» в старшей группе. Программное содержание: • Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи. • Развивать.

Конспект ООД в образовательной области «Речевое развитие» по теме «Осень» в подготовительной группе Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» Развитие речи по теме: «Лексико-грамматические упражнения по теме «Осень» в подготовительной.

Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе Конспект ООД по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе Тема: «Составление рассказа по картине «Зимняя прогулка». Программное.

Конспект организованной деятельности по ОО «Художественное творчество» в старшей группе «Осенние листья» Конспект организованной деятельности по образовательной области «Художественное творчество» (интеграция) в старшей группе по теме «Осенние.

Конспект по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Транспорт»Конспект по образовательной области «Речевое развитие» по теме: «Транспорт» Цели: Познакомить детей с транспортом, видами транспорта, названием частей машины, развивать связную речь. Задачи: Образовательная: Формировать.

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка»Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка» Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе. Программные задачи: • формировать действия.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» с воспитанниками 5–6 лет Тема:» Белорусские рушники» Цель: Формирование представления о предметах декоративно-прикладного исскуства и культуры – рушниках. Задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с природой в образовательной области «Познание» в старшей группе. Программное содержание: расширять и уточнять представления детей о диких животных (зайце): отличительных особенностях беляка и русака,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Ребенок и общество» по теме «Секреты хлопка»
Опубликовано: 17 июня 2017 в 18:02
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Ребенок и общество» по теме «Секреты хлопка»» (включая файлы) размещена пользователем надя пашкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД