Ирина Муравлева
Конспект открытой образовательной деятельности «Путешествие в Русь Богатырскую» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной деятельности (подготовительная группа
Программное содержание:
• развивать интерес к истории культуры Родины; воспитание уважения к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря по теме;
• воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к героям былин, патриотических чувств, а также коммуникативных умений и навыков.
• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Публикация «Конспект открытой образовательной деятельности „Путешествие в Русь Богатырскую“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
Материал: картина Васнецова «Три богатыря», пластиковое яйцо, игла-зубочистка, магнитофон, «Былинные наигрыши» (музыка); «Врата времени», телевизор, отрывок из фильма «Финист - ясный сокол», три сундука, макеты: филина и дуба, аудиозапис - звук ветра.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Здравствуйте гости дорогие! Низкий поклон вам!
Так ребята раньше приветствовали друг друга. А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?
Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в какой костюм я одета, да и вы тоже? (рассмотреть русский народный костюм). Что это за костюмы?
Дети : русские народные костюмы
Воспитатель: Правильно, и это не случайно, сегодня мы поведем разговор о далекой русской старине. Предлагаю вам сесть рядком, да поговорить ладком.
(Дети присаживаются на стульчики)
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. Но только защитить себя сама Земля не может. Защита отечества – долг тех, кто ест хлеб ее, пьет воду ее, любуется красотой ее.
В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.
Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?
Дети: Защитники земли русской назывались богатырями.
Воспитатель: Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?
Дети: Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными.
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель: Ребята откуда вы узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?
Дети: Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.
Воспитатель: Что такое Былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?
Дети: Сказитель.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?
Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой музыкальный инструмент помогал сказателям?
Дети: Гусли.
Воспитатель: Послушайте, как они звучат. (Демонстрируется картинка-фото сказателей по телевизору и включается аудиозапись - звучание гуслей)
Воспитатель: Правильно сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Богатыри очень много работали оттого и были они могучими и сильными. И каждый раз они вставали на защиту своей земли. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.
Воспитатель: Сейчас, ребята, мы посмотрим отрывок из сказки, в которой показано какие были богатыри, как защищали землю русскую (смотрят отрывок).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины. Во времена Руси богатырской? Я предлагаю пройти через «Врата времени», они перенесут нас в далекое прошлое (дети символически проходят через ворота).
Через врата времени пройдём
И в древнюю Русь мы попадём
Воспитатель: Но что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище поганое.
(Прослушивание аудиозаписи – звук ветра)
Что же нам делать? Кто же нам поможет защитить землю – матушку?
Посмотрите, дуб стоит
Старый Филин здесь сидит
Во все стороны глядит.
(Стоит макет дуба, на нем Филин, в лапах скрученная бумага).
Воспитатель: Ой, ребята, у него в лапах что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаем ее, то узнаем, как победить чудовище.
Читаю:
Выше леса стоячего
Ниже облака ходячего
Летит ни птица и ни зверь,
А с тремя головами змей.
Богатырей примечает,
Изо ртов огонь пускает,
Никого не боится,
А смерть его в яйце хранится.
(Показать картинку – фото Змея –Горыныча по телевизору)
Воспитатель: Ребята, вы его смерть отыщите, зладея погубите. Смерть Горыныча находится в яйце, а яйцо – то в сундуке. И не один – то сундук, а целых три.
Ну что ребята, поможем? Ну – ка, дружина моя стройся!
(Дети строятся в колонну и маршируют.)
Физкультминутка “Богатыри”
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Зашагали левой, правой
Получается на славу!
Воспитатель: Вот мы с вами и добрались до заветных сундуков. В сундуках лежат задания. Выполнив их. Мы сможем найти смерть Змея Горыныча.
(Достаю из первого сундука задание.)
Воспитатель: Первое задание. Назвать имена русских богатырей и показать их на картине художника В. М. Васнецова «Три богатыря».
(Дети показывают и называют).
Дети: Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович
Воспитатель: Назвать и показать оружие и доспехи богатырей.
Дети: На тело надета кольчуга – железная рубашка. Шлем. Щиты, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч – булава.
Воспитатель: Молодцы, справились с первым заданием, идём дальше.
(Из второго сундука достаю задание.)
Воспитатель: А сейчас ребята нужно проявить смекалку, показать знание народной мудрости, пословиц и поговорок о подвигах и героях:
Игра «Закончи предложение»
«Жить – Родине…. служить»
«Где смелость – там…. победа»
«Один в поле…. не воин»
«Герой – за родину… горой»
«Русский боец – всем… молодец»
«И сила уму…. уступает»
«Смелый в бою…. не дрожит»
«Кто смел, тот на коня…. сел»
«Русский ни с мечом, ни с калачом… не шутит»
«Не родом богатырь славен, а… подвигом»
«Лучше того дела нет, чем родную землю…. от врагов защищать»
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и поговорок.
(Подходим к третьему сундуку)
Воспитатель: Ну вот мы и добрались до третьего сундука (дети достают «яйцо» и открывают его, берут в руки иглу)
Читаю отрывок из былины:
дети
«Сильны и могучи
Богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается
И века простоит – не шелохнется!»
(Ломаю иглу.)
Воспитатель: Вот мы вместе и одолели врага лютого.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Так уж повелось на Руси: народ русский не только умеет землю от врага защищать и трудится на славу, но и отдыхать – веселиться, любит, песни петь да в игры играть.
Игра русская народная «Золотые ворота»
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас!
Воспитатель: Ну вот мы и не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться (дети уходят через «Ворота времени»).
Через ворота мы пройдём
В современную Россию
Дружно, вместе попадём
А еще ребята, во всём мире славится русский народ гостеприимством и угощением знатным.
Тары – бары, растабары
Выпьем чай из самовара
С сушками, ватрушками
И блинами русскими.
(Подаю поднос детям с расписным самоваром и сушками).