Никитина Юлия Викторовна
Конспект открытой образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной деятельности по обучению грамоте
в старшей логопедической группе с использованием ИКТ "Лесная школа"
Составила и провела:
Учитель-логопед: Ю. В. Никитина
Цель:закрепление понятий «гласный звук» и «согласный звук», закрепление умений дифференцировать на слух гласные и согласные звуки.
Задачи:
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Коррекционно-образовательные : совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах, продолжать учить детей выделять слова с заданным звуком, упражнять в определении места звука в слове, учить составлять и читать слоги.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, зрительное и слуховое внимание, слухоречевое внимание, память, мышление, зрительно двигательную координацию, артикуляционную и общую моторику, активизировать словарный запас, развивать логическое мышление, учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.
Коррекционно-воспитывающие:
воспитывать самостоятельность, активность, коммуникативность, дружелюбие, воспитывать интерес к обучению грамоте.
Материал к занятию:
ноутбук, презентация «Лесная школа», аудиозапись со звуками живой природы, конверты с заданиями, фишки красного и синего цвета по количеству детей, тренажеры для зрительной гимнастики «Листочки», «Волшебный мешочек», предметные картинки, магнитная доска, пособие «Домик», магниты синего цвета, карточки с изображением гласных и согласных букв.
Этапы занятия
Деятельность логопеда
Деятельность детей
1. Организационный момент
- Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Сегодня у нас необычное занятие и я приглашаю вас на необычную прогулку!
- Посмотрите на экран.
(Слайд 1)
Дети становятся полукругом
Улыбаются друг другу
2. Сообщение темы и цели
- Как вы думаете, куда мы с вами пришли?
- А почему вы думаете, что мы пришли в лес? -
- Ребята, что растет в лесу?
- А еще в лесу живут животные.
- Вспомните и назовите животных, которые живут в лесу?
- Как, одним словом, назвать всех этих животных?
- Правильно, ребята, это дикие животные.
- Давайте представим, что они не обычные, а сказочные.
(Слайд 2)
-Посмотрите на экран.
- Сказочные звери посещают лесную школу и также как и вы, любят играть с буквами и звуками. Они приготовили для вас интересные игры и задания. Присядем на ковер.
Мы пришли в лес
-Потому что мы слышим звуки природы, леса.
Потому что мы слышим пение птиц.
В лесу растут деревья, трава и цветы.
Дети перечисляют животных.
Дикие животные
Садятся на ковер
3. Основная часть
1. Фонетическая разминка
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий, давайте подготовим наши язычки:
В некотором царстве,
Звуко–государстве,
Жили – не тужили,
С Язычком дружили:
Вопелочка: ААААА,
Ревелочка: УУУУУ,
Пищалочка: ИИИИИ,
Свистелочка: ССССС,
Звенелочка: ЗЗЗЗЗ,
Жужжалочка: ЖЖЖЖЖ,
Шипелочка: ШШШШШ.
2. Игровое упражнение «Разноцветные домики»
- Ребята, что мы с вами произносили?
- А какие звуки мы произносили?
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
- Правильно. А каким цветом мы обозначаем согласные звуки?
(Слайд 3)
- Посмотрите, ребята, перед вами два домика.
- Как вы думаете, в каком домике живут гласные звуки? А в каком живут согласные звуки?
- Молодцы ребята! Я вижу, вы готовы к выполнению заданий лесных жителей.
Задания лесных жителей находятся в конвертах.
3. Игровое упражнение «Внимательные ушки».
Логопед достает первый конверт.
- А вот и первое задание!
Логопед открывает конверт и достает карточку. На ней изображение контурное изображение Медведя.
- Интересно, от кого оно!
(Слайд 4)
- Молодцы ребята! Правильно догадались! Послушайте задание, которое приготовил для вас Медведь: «Гласные и согласные звуки так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу домой. Помогите звукам найти свои домики». Я раздаю фишки.
- Ребята, я буду произносить звуки, а вы, внимательно слушайте. Если услышите гласный звук, поднимите фишку красного цвета, если согласный синего.
Логопед раздает детям фишки красного и синего цвета.
- А, О, Ш, У, Р, О, И, Ж, С, Ы.
- Какие вы внимательные ребята! Как быстро вы справились с этим заданием!
4. Гимнастика для глаз «Тренировка»
Логопед достает и открывает второй конверт.
- Ребята, а теперь послушайте загадку. Угадав ее, вы узнаете, кто приготовил вам следующее задание:
Весь день она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщут в траве лягушат и мышат.
Вращается кругом её голова
И скажет: «Угу» нам лесная… (Сова)
(Слайд 5)
- Правильно, это Сова. У этой птицы очень хорошее зрение, потому что она делает гимнастику для глаз.
- Сова передала для вас листочки, давайте встанем в круг и поиграем с ними.
Дети становятся в круг, логопед раздает им листочки.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим, (круговые движения глазами влево)
Чтобы лучше видеть мир. (круговые движения глазами вправо)
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше, (быстро поморгать)
Убедитесь вы сейчас.
- Какое полезное упражнение приготовила Сова. Давайте вернемся на свои места.
Логопед собирает листочки, дети садятся на места.
5. Игровое упражнение «Волшебный мешочек».
- Интересно, кто же еще приготовил для нас задание.
(Слайд 6)
- Кто это ребята?
Логопед достает «Волшебный мешочек».
- Она приготовила для вас волшебный мешочек.
- Давайте посмотрим, что в нем лежит.
Логопед достает из мешочка картинки.
- Что это ребята?
- Давайте с ними поиграем!
- Я буду показывать вам по одной картинке, а вы должны будете назвать предмет, изображенный на ней и разделить хлопками это слово на слоги: шапка, шкаф, подушка, кошка, машина, карандаши.
- Молодцы ребята, как ловко вы справились с этим заданием! Сейчас мы узнаем, кто приготовил для нас следующую игру.
5. Игровое упражнение «Ловишки»
(Слайд 7)
- Посмотрите, какой Заяц!
- Он очень любит играть со звуком [З], и предлагает вам сыграть в его любимую игру. - Приготовьте ладошки, сейчас вы будете ловить слова, в которых есть согласный
звук [З].
- Приготовьтесь, начали: зонт, слон, замок, жаворонок, совок, занавески, золото, ваза, коса, коза, роза, береза, колесо.
- Молодцы ребята, вы очень внимательные! Зайчик очень доволен и и приглашает вас отдохнуть. Выходите, становитесь в круг!
Логоритмическое упражнение «Четыре шага»
Вперед четыре шага,
Назад четыре шага,
Кружится, кружится - наш хоровод!
Ручками похлопаем!
Ножками потопаем!
А теперь попрыгаем!
Ножками подрыгаем!
Попрыгаем, как зайчики! (показывают ушки на макушке)
Попрыгаем, как белочки! (прыжки со стороны в сторону)
Попрыгаем, как мальчики! (прыжки на двух ногах)
Попрыгаем, как девочки! (прыжки на одной ноге)
Попрыгаем, как мишки! (тяжело прыгают)
Теперь, как скачут шалунишки!
(прыгают свободно)
(Слайд 9)
7. Игровое упражнение «Звуковой домик»
- Ребята, посмотрите, а вот и Лиса пришла с вами поиграть. Но в эту игру нужно играть сидя, поэтому присаживайтесь на свои места.
- Лиса приготовила для вас звуковой домик, синие магниты и яркие картинки.
- Послушайте внимательно правила игры: я буду показывать вам по одной картинке, и называть слово. Вы должны услышать, где находится согласный звук С.
Логопед указкой указывает соответствующее окошко.
- В начале, в середине или конце слова и прикрепить магнит в нужное окошко.
- Итак, начали!
- Где мы слышим звук С в слове: сыр, ананас, носки, сумка, маска, кактус.
- Какое сложное задание приготовила для вас Лиса, но вы отлично с ним справились.
- Молодцы, ребята!
8. Игровое упражнение «Живые звуки».
(Слайд 10)
- Посмотрите на экран, вот еще один лесной житель.
- Бельчонок приготовил для вас карточки с буквами. Он хочет посмотреть, умеете ли вы складывать из букв слоги.
Логопед раздает карточки детям.
- Я раздаю карточки с буквами.
- Поднимите карточки у кого гласная буква.
- А теперь, у кого согласная.
- Ребята, давайте подружим ваши буквы и составим слоги.
- Ребята, давайте подарим Бельчонку слоги, которые вы составили.
- Какой слог подарят … и?
Дети по очереди называют свои слоги
-Молодцы ребята! Вы отлично справились с последним заданием!
- Мы произносили звуки.
- Мы произносили гласные и согласные звуки
- Гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
- Синим цветом
- Гласные звуки живут в красном домике, а согласные живут в синем домике
4. Итог занятия
- А наша прогулка подошла к концу. Лесным жителям очень понравилось с вами играть. В какие игры мы с вами играли?
- И за выполнение заданий, сказочные звери передали для вас корзинку с подарками.
Дети рассказывают во что играли, какие задания выполняли.