Елена Астафьева
Конспект открытой НОД по лепке в нетрадиционной технике «Гжельский квасник» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей:
ОО «Художественно –эстетическое развитие» - закрепить представления детей о гжельском промысле, труде народных умельцев, побуждать детей к созданию декоративной композиции в нетрадиционной технике по мотивам гжельской росписи.
ОО «Социально -коммуникативное развитие»- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Публикация «Конспект открытой НОД по лепке в нетрадиционной технике „Гжельский квасник“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Лепка, пластилин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
ОО «Речевое развитие» - активизировать словарь детей, обогащать речь определениями, совершенствовать монологическую и диалоговую речь.
Цель: расширять знания детей о традиционных русских народных промыслах; продолжать работать с пластилином в нетрадиционной технике «пластилинография»; закрепить разные приемы работы с пластилином.
Задачи:
- образовательные: формирование обобщенных знаний и умений различать стиль декоративной гжельской живописи (понимание детьми характерных особенностей); создавать выразительные узоры на бумаге, воспитание при этом чувство формы, ритма, симметрии; освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции; показать взаимосвязь декоративно- прикладного, устного и музыкального искусства.
- развивающие: развивать интерес к предметам народного декоративно- прикладного искусства (гжельской росписи, творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение, мелкую моторику; продолжать работать с пластилином в нетрадиционной технике «пластилинография».
- воспитательные: формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к народному декоративно- прикладному искусству; эстетического отношения к окружающей действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства; воспитание у детей желания
заниматься подобной деятельностью, уважительного отношения к труду народных мастеров, национальной гордости за мастеров русского народа.
Материалы к занятию: шаблон «квасник гжельский» на каждого ребенка, пластилин голубого, синего и фиолетового цветов, стеки, дощечки для пластилина, салфетки.
Оборудование для занятия: иллюстрации гжельского квасника, иллюстрации с изображением гжельских изделий, элементами росписи, конверт с приглашением, образец готовой работы для детей, музыкальное оформление для занятия.
Ход занятия:
1. Создание проблемной ситуации:
Воспитатель обращается к детям:
Воспитатель:
«Сегодня утром почтальон принес нам письмо. А в нём приглашение гжельских мастеров в сине- голубую сказку.
А почему она так называется, вы сейчас поймете сами.
2. Организационная часть
Воспитатель:
«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку,про гжельских мастеров. И сейчас я её вам расскажу. Хотите послушать?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да!»
/Воспитатель рассказывает сказку,и свой рассказ сопровождает показом иллюстраций. /
Воспитатель:
«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали.
Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную. Стал каждый мастер своё умение показывать.
Один мастер слепил чайники: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылепил сказочный город с его жителями. Над головой кита –фонтан с завитушками, а глаза – точно розы. Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные – фигурные, затейливые. И ручки у всех разные.
Лепили гжельские мастера животных и птиц.
Гжельские мастера большие фантазёры
А расписывали посуду и фигурки узорами из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая. Её трава шелковая, её цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»
Предполагаемый ответ детей:
«Да»
Воспитатель: Давайте вспомним, какую посуду делают гжельские мастера
Физминутка «Посуда»
Вот большой красивый чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот фарфоровый поднос —
Он посуду нам принес. с (делать большой круг)
3. Продуктивная деятельность[/b]
Воспитатель:
- А вы хотите побывать на месте гжельских мастеров и приглашаю вас пройти в мастерскую.
Сегодня мы будем расписывать квасник. (рассматриваем образец) .
В этом сосуде подавали дрожжевой или фруктовый квас, поэтому за этим сосудом и закрепилось такое название – квасник. У него обязательно есть широкое горлышко, носик, изогнутая ручка. В середине корпуса делали специально круглое отверстие для льда, чтобы охлаждать напиток. Благодаря этому отверстию, квасник похож на бублик или баранку. Квас – напиток чисто русский, поэтому и квасник по праву считается русским национальным сосудом.
Воспитатель: Предлагаю вам выбрать понравившийся вам квасник для росписи (Детям предлагаются шаблоны квасников на выбор, с нанесённым орнаментом и без орнамента, если ребёнок хочет создать свой) и пройти на рабочие места.
Расписывать квасники мы будем не красками и не карандашами, а пластилином. по контуру, при помощи пластилиновых жгутиков.
Воспитатель:
-Как получить ровный жгутик необходимой толщины?
Дети:
-Для этого нужно отщипнуть небольшой кусочек пластилина и при помощи ладошек раскатать колбаску, а затем на дощечке придать этой колбаске необходимую толщину.
Воспитатель:
- Нам понадобятся тонкие жгутики. Жгутики нужно уложить по контуру рисунка – внутреннему и внешнему. Сначала удобнее сделать внутренний контур, а затем уже внешний. А цвета вам известны – синий и его оттенки. Какие из них выбрать, вам, мастерам, решать.
- Чтобы приступить к работе, нам надо вспомнить правила работы с пластилином:
Дети:
-перед работой пластилин следует немного разогреть в руках; раскатывать и разминать пластилин нужно только на дощечках или в руках, а только потом переносить на шаблон полученную деталь;
-при необходимости надо пользоваться салфетками;
-не обходимо помнить о том, что стека - это колющий предмет, поэтому пользоваться им нужно аккуратно.
/Звучит тихо русская народная мелодия, под которую дети работают.
По окончанию дети выставляют свои работы на подготовленный стенд/
4. Итог
Воспитатель:
Ребята, вы хорошо по трудились. Посмотрите, какие у нас сосуды расписные: веселы и ярки, словно подарки,
-Трудно вам,было справится с работой?
-Расскажите, какие элементы росписи вы использовали в своей работе?
- Скажите, какая работа вам понравилась больше всех и почему?
(вот что у ребят получилось)
-Давайте сделаем выставку и пригласим младших ребят, что бы они познакомились с гжельской росписью и узнали какие талантливые ребята есть у нас в саду.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сине- голубой сказки. Вам оно понравилось?
Ответы детей
Дети вместе:
Что ж теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем, долго - долго помнить будем!