Елена Омельченко
Конспект открытой НОД в ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе по теме «Русский пряник»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой НОД «Познавательное развитие» в подготовительной группе
Тема: «Русский пряник»
Цель: знакомство детей с историей русского пряника; изготовление пряника.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения пряников;
Публикация «Конспект открытой НОД в ОО „Познавательное развитие“ в подготовительной группе по теме „Русский пряник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пряники. Все о пряниках для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
- расширять знания о разнообразии пряничных изделий и способах их приготовления;
- формировать умение детей лепить прянички из теста.
Развивающие :
- развивать воображение;
- развивать эстетический вкус, худ. способности;
- совершенствовать умение украшать силуэт пряника, используя элементы росписи: линии, точки, с помощью нетрадиционной техники рисования зубочистками;
- развивать способность самостоятельно выбирать способы украшения.
Воспитательные:
- доставить радость совместного общения детей с мамой.
- воспитывать интерес к изготовлению изделий из теста.
- продолжать воспитывать положительное отношение к труду, дружеское отношение детей друг к другу в процессе совместного труда.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Художественно – эстетическое развитие», «Социализация», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: мультимидийная доска, предварительно приготовленное пряничное тесто, клеёнки, влажные салфетки, формы для пряников, зубочистки, пергаментная бумага.
Ход ООД:
1. Вводная часть.
В гости к детям приходит скоморох.
Скоморох:
- Здравствуйте, ребята! Я весёлый скоморох, а зовут меня Ерошка. Люблю песни я петь, танцевать, а еще люблю ходить в гости. А вы?
Тогда я приглашаю вас в гости к моей знакомой, Забавушке. Она дала мне клубочек, он и укажет нам правильный путь.
Забавушка встречает детей в русской горнице. Звучит русская народная мелодия.
Забавушка:
- Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки!
Я гостей ждала, наряжалась
Красиво одевалась, украшалась.
- Проходите гости дорогие. Я хозяйка этой русской избы, зовут меня Забавушка. Садитесь поудобнее, каждому найдется и местечко, и доброе словечко. Сейчас самовар вскипит, будем чай пить. А с какими сладостями вы любите пить чай?
(Дети перечисляют.)
- А вот чем я буду вас угощать, узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка.
Очень ароматные,
Сладкие и мятные.
Сверху мы в глазурном глянце,
Словно в радостном румянце. (Пряники).
- А вы, ребята, любите пряники? А что такое пряники?
Ответ детей:
1- ребёнок
Мы в кондитеров играли
Много сыпали муки,
Мёд и яйца добавляли,
Пряник русский мы пекли.
2 - ребёнок
Наши прадеды, печатный,
Пряник называли «знатный»
До сих пор его народ
Любит, к чаю подаёт.
3 - ребёнок
Раздобрели на сметане,
Крепыши сибиряки.
Чудо – крохи пряники,
Розовые малыши.
Добавляли в них для цвета тёртую малинку.
Теплоту и ласку лета
И души искринку.
Пекарь вымыл чисто руки
Вытер их о фартук.
Заходите в гости к нам
Пряников всем хватит!
2. Основная часть.
Показ презентации: «Из истории русского пряника».
Забавушка:
1 - 2 слайд.
– Давным-давно, когда древние люди только научились делать муку и добавлять в неё мёд от диких пчёл (ведь сахара тогда ещё не было, они стали выпекать лепёшки из муки и мёда и назвали их медовым хлебом.
3 - 6 слайд.
- Но вот древние люди обнаружили на земле удивительные травы, коренья, пахучие семена и назвали их пряности. Это гвоздика, корица, ванилин. Я предлагаю понюхать их. Как они пахнут? Хорошо или плохо?
- А вот трава мята. Она очень полезна, убивает микробы, вкус освежающий. Травку измельчали, сушили, добавляли в тесто.
- Были медовики, а добавили пряности, стали пряники.
7 слайд.
- После этого пряники до того полюбились на Руси, что без них не обходился ни один пир. На праздники пекли огромные пряники и украшали как торт, изображениями деревьев, цветов, птиц, разными надписями.
8 - 17 слайд.
- Пряники делали, лепные, силуэтные, печатные, вырезные – «козули», а ещё пряники домики.
- Лепить пряник – был самый древний способ, особенно его, лепили на севере.
4 - ребёнок
Пряник с северных широт,
Вот кто баловал народ!
Весёлыми зверушками,
«Козулями» игрушками.
Пряник клали на порог,
Чтобы был богатым год!
Из Архангельска, с морозом,
Привозили их обозом.
Из коричневой муки,
Очень милые они.
Забавушка:
Но вот так сложилось, что именно тульским мастерам удалось создать необычайно вкусные рецепты и самые красивые формы для выпечки пряников.
18 – 23 слайд.
- В городе Тула, на площади поставили огромный памятник тульскому прянику. А ещё, в этом городе, есть музей прянику. Здесь люди могут не только увидеть, но и узнать рецепт, а также попробовать пряники.
5 - ребёнок
Тульский пряник,
Тоже «знатный».
Весь в глазури, ароматный.
Словно только из печи
И с начинкою внутри.
Он дожил до наших дней,
Стал теперь ещё вкусней!
6 - ребёнок
Если хочешь сладко жить
И остаться статным,
Надо чай зеленый пить с пряником печатным.
С давних лет на Руси, пряники любили.
Их наши дедушки, любя,
Бабушкам дарили.
Забавушка:
- Рассказывали, что в старину, пряники в форме лошадок, дарили мальчикам. Чтобы они были быстрыми и крепкими. А девочкам – птичек, чтобы они были красивыми и шустрыми.
24 – 25 слайд
- А пряники в форме сердечек дарили тем, кого любили.
Скоморох:
- Ребята, вам понравилась история о пряниках? А давайте споём песенку о них. (Дети поют и выполняют движения руками).
- Мы вот так, мы вот так, тесто разминали.
- Мы вот так, мы вот так, тесто раскатали.
- Вот такой, вот такой, будет пряничек большой.
- Вот такой, вот такой, будет пряник золотой.
- Кушайте, пожалуйста!
(Забавушка предлагает повторить движения под русскую народную мелодию).
Забавушка:
- Ну и гости, молодцы. Русские пряники известны во всём мире красотой и вкусом.
- Ребята, а вы хотели бы сами сделать настоящий пряник?
Хорошо! У меня есть помощница – мастерица, вот она то и научит вас, как делать пряники. Пойдёмте все за мною.
- Ребята, а вы хотели бы сами сделать настоящий пряник?
Хорошо! У меня есть помощница – мастерица, вот она то и научит вас, как делать пряники. Пойдёмте все за мною.
Мы пока не мастера,
Мы пока, что учимся.
Если будем мы стараться.
Всё у нас получится!
(Дети надевают фартуки, моют руки.)
Мастер класс «Изготовление пряников».
Мама одного из воспитанников группы ведёт рассказ о том, какой она использовала рецепт для приготовления пряников. Демонстрирует набор используемых продуктов.
Дети вместе с Забавушкой из готового теста с помощью форм для теста делают пряники, и украшают их с помощью зубочисток.
Забавушка:
- Пряники так пришлись всем по вкусу, что народ сочинил про них потешки. Я предлагаю обыграть одну из них.
Пальчиковая гимнастика.
Кот на печку пошёл, (руки, ладони к голове - уши)
Горшок каши нашёл. (ладони вместе горшочком)
На печи калачи, (руки сомкнуты в кольцо калачом)
Как огонь горячи. (дуют)
Пряники пекутся, (ладони сложить «пирожком)
Коту в лапы не даются. (грозят пальцем)
3. Заключительная часть.
В заключении, подводится итог проведенного мероприятия.
Забавушка:
- Что интересного сегодня ребята узнали у меня в гостях?
- Что такое пряники?
- Почему их так назвали?
Забавушка:
- Пряники отправляем в печь для выпекания.
Вечером дети угощают своими изделиями родителей.