Караева Аминат Шуаевна
Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого ООД в подготовительной группе по ИЗО. Декоративное рисование
Тема: «Народно—прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры».
Обучающие задачи: учить самостоятельно с оставлять узор на ковре, передавать характерные элементы дагестанского орнамента и цветовую гамму с помощью разнообразного материала.
Показать основные элементы узора, геометрические формы, завитки, рога, медальон. Учить проявлять замысел, творчество.
Темочки:
- Дагестан
- ИЗО, поделки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Рисование
- Подготовительная группа
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Развивающие задачи: развивать творческую способность и эстетическое восприятие окружающего. Укреплять познавательные интересы детей к труду народных мастеров.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство причастности к культуре народов Дагестана.
Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям разных народов Дагестана.
Словарная работа: сакля, ткут ковры, шерсть, уют, ворсовые и безворсовые ковры.
Предварительная работа: чтение произведений, рассматривание образцов узоров, заучивание отрывков Р. Гамзатова о народных промыслах Дагестана, заготовки для ковров.
Материал: нарезанные нитки разного цвета, полоски цветной бумаги, салфетки разных цветов, клей, ножницы, разные формы бумаги для ковриков, образцы ковров.
Ход ООД
Дети заходят в зал с песней «Автобус».
Здороваются: Ассаламу алейкум! Здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами будем о многом говорить, мастерить, вспоминать и узнавать. Великий поэт Расул Гамзатов сказал: «Дагестан—не просто экзотическая страна, не просто красивые холмы и скалы. Дагестан—это республика, у которой три сокровища».
А какие сокровища мы сейчас узнаем. Давайте их вспомним.
1 ребё нок: Первое сокровище—земля, горы, равнины. Трудна жизнь на каменистой земле. Самое доброе пожелание горцев: «Чтобы тесно было на твоём поле». Самая крепкая клятва горца: «Клянусь этой землей!»
2 ребенок: Второе сокровище—вода, реки, озёра, море. Недаром в Дагестане говорят : «Очаг—это сердце дома, а родник—сердце аула».
3 ребенок: Третье сокровище— люди: их дружба с другими народами мира и дагестанское гостеприимство.
Воспитатель:
Ребята, подойдите ко мне и взгляните на эту стену (фотографии с майдана). Сколько интересных фотографий! Эти фотографии были сняты на праздничной ярмарке в нашем городе Махачкала. Что интересного вы там видите? (красивые украшения, глиняные кувшины, интересные костюмы, разнообразные ковры и др.). Этот праздник был многонациональным, он объединял весь народ праздничным майданом.
Теперь посмотрите на эту карту. Это карта нашей республики. Дагестан—страна гор. Какие народности живут у нас в Дагестане? Как они живут? На склонах гор ютятся аулы. В каждом из них мерилом человеческого достоинства всегда считалось мужество и честь. Каждый народ Дагестана чем-нибудь да славен.
Вот, например, Аул Балхар—гончарным мастерством, Кубачи славен чеканкой по золоту и серебру. Аул Цумада—выделкой бурок из черной и белой шерсти, Аул Цовкра славен канатоходцами, Унцукуль—мастерством насечки и резьбы. Аул Цада—поэтами. С аула Цада началась судьба Расула Гамзатова.
Стихотворение «Я девочка одна…»
Табасаран славен ковроткачеством.
Девушки-табасаранки
Струнок ниток разноцветных
Пальцами перебирают, словно музыку играют.
Переливы звуков этих
Ты увидишь на паркете,
На стенах внутри домов
Всюду музыка ковров.
(показывает по районам)
Воспитатель:
Сегодня я хочу вам рассказать о труде табасаранских мастеров ковроткачества. Посмотрите, что вы видите вокруг себя? (ковры, станки, узоры, орнаменты). На полу тоже ковер. Давайте с вами сядем на ковер.
Я вам расскажу интересную историю, откуда берутся эти ковры. (дети садятся). Однажды меня пригласили в гости в Хивский район, и там я увидела разнообразие ковров. Мне стало любопытно, откуда, где и как берутся эти ковры. Вот мне и рассказали эту историю, прославившую табасаранский народ, а я расскажу вам. В Южном Дагестане (можно показать на карте, в Дербенте, Ахтах, Касумкенте. Хиве, Хучни производили ковры, на табасаранском языке они называются Ханачи. Ковры бывают ворсовые и безворсовые. Безворсовые ковры—это паласы, сумахи (дети трогают, смотрят)
Ткут их ковровщицы на специальных станках (рассматривают станок)
Чтобы соткать ковёр, нужно приложить много усилий. Очень любят ковровщицы украшать свои изделия рисунками—орнаментами. А узоры они берут из жизни, природы, которая нас окружает: это и горы, и птицы, и животные. Давайте рассмотрим орнаменты. Что они вам напоминают? Кто расскажет нам об орнаментах?
Ребё нок: эти ковры рассказывают нам о родном крае. Посмотрите. Вот эти линии показывают, как волны бегут на море. А этот узор говорит о наших высоких горах. Вот здесь поют птицы, а здесь бутоны распустились. Нужно большое мастерство и труд, чтобы создать такие красивые ковры, где каждая линия, каждый завиток был бы на своём месте и рассказали, в каком краю его создали.
Воспитатель:
Молодец! А как вы думаете, для чего нужны ковры? (для тепла, красоты, уюта и т. д.). Вспомните, из чего делают ковры? (из шерсти, шерсть прядут, делают нитки, затем ткут на станках). Какие бывают ковры? (ворсовые, безворсовые). Молодцы! Я думаю, вы сможете стать мастерами по изготовлению ковров. А сейчас давайте поиграем.
Игра «Подними платок»
Воспитатель:
Сейчас мы все с вами будем мастерами по изготовлению ковров. Пройдёмте в мастерскую. Вот здесь мы будем работать. Подойдите к столам. А теперь слушайте внимательно, ковры мы ткать не будем, а будем выполнять необычным способом.
Слушайте внимательно, что нам нужно сделать. Каждый из вас будет работать над таким ковром, который вам больше нравится. Не забывайте, ножницами пользуйтесь осторожно, аккуратно используйте клей, в мастерской должно быть тихо, чтобы вы не мешали друг другу.»
Дети выполняют работу самостоятельно под музыку.
Воспитатель: «Кто закончил работу над своим ковром, убирайте своё рабочее место».
Воспитатель: «А теперь, ребята, полюбуйтесь, какие красивые, оригинальные ковры у нас получились. Мы их подарим малышам в их игровой уголок.
Камал, расскажи, какой узор ты изобразил?» И т. д. (3-е детей достаточно)
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Очень красиво передали узоры на коврах. Давайте вспомним, с какими традициями мы сегодня познакомились?»