Галина Вяткина
Конспект открытого занятия в подготовительной группе детей с ЗПР «Времена года»
▼ Скачать
Схема конспекта занятия
Образовательная область - «Познавательное развитие»
Возрастная группа - Подготовительная к школе с ЗПР.
Тема занятия - Времена года».
Цель: расширение представлений детей о временах года.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе детей с ЗПР „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
• Уточнять знания и представления о временах года, закреплять названия месяцев года.
• Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, логическую взаимосвязь, путем отгадывания загадок.
• Классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
• Закреплять умения детей составлять рассказ на основе картинок-символов.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, внимание, познавательную активность у детей.
• Развивать речь и логическое мышление, умение рассуждать.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе.
• Воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Оборудование и материалы: 2 мольберта, магниты; картинки с изображением времен года (зима, весна, лето, осень); картинки с приметами времен года в тарелочках; картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, кормушки и скворечника; математические пеналы; набор цифр от 1 до 10; наглядный материал (бабочки); бубен; клеенка, контейнер с водой, шприц с окрашенной водой, пена для бритья (для эксперимента).
Предварительная работа: чтение художественной литературы о временах года, рассматривание иллюстраций по временам года, наблюдения за природой, птицами на прогулке, решение математических задач, разгадывание загадок, проведение опытно-экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»; «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Организационный момент.
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети стоят за стульями.
Ответы детей : «Сегодня понедельник. Вчера было воскресенье. Завтра будет вторник».
Педагог: «Сядет тот, кто скажет, какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?.»
Педагог: «Сели на стулья правильно: ноги вместе, спины прямые, опираемся спиной на спинку стула, руки полочкой». Педагог следит за речью детей, правильным звукопроизношением.
Педагог напоминает детям о правильной посадке.
Основная часть занятия.
Дети заинтересованно слушают педагога.
Дети отвечают на поставленный вопрос: «За зимой наступит весна. За весной наступит лето. Замыкает год осень».
Дети внимательно слушают загадку и отгадывают: «Это зима».
Дети: «Зимние месяцы -декабрь, январь, февраль».
Дети находят в тарелочках на столах картинки с приметами зимы, называют их: идет снег, метет метель, сильный мороз, водоемы покрыты льдом и т. д. и прикрепляют на картинку с изображением зимы.
Дети распределяют птиц по группам.
Дети слушают загадку и отгадывают: «Это бывает весной».
Дети: «Весенние месяцы - март, апрель, май».
Дети находят в тарелочках на столах картинки с приметами весны, называют их и прикрепляют на картинку с изображением весны.
Один ребенок составляют рассказ о весне (обобщает) : «Солнце светит ярче, тает снег, капают сосульки, возвращаются перелетные птицы, просыпаются насекомые и животные, из-под снега появляются подснежники, люди снимают шубы, надевают куртки. Наступила весна».
Дети слушают загадку и отгадывают: «Это лето».
Дети: «Летние месяцы - июнь, июль, август».
Дети находят в тарелочках на столах картинки с приметами лета, называют их: жарко, можно купаться, день длиннее, ночь короче и т. д. и прикрепляют на картинку с изображением лета.
Дети встают в круг и слушают правила игры.
Дети порхают по лугу, по сигналу строятся по порядку от 1 до 10 согласно своим цифрам.
Дети порхают по лугу, по сигналу строятся по порядку от 10 до 0 согласно своим цифрам.
Дети садятся на места.
Один ребенок выходит и предлагает свой вариант задачи: «На поляне летало 7 бабочек, три из них улетело. Сколько бабочек осталось?». Выкладывает решение задачи с помощью наглядного материала, а затем
записывает решение и ответ на доске.
А остальные выкладывают решение задачи цифрами на столах.
Дети слушают загадку и отгадывают: «Это осень».
Дети: «Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь».
Дети находят в тарелочках на столах картинки с приметами осени, называют их: опадают листья с деревьев, перелетные птицы улетают в теплые края, часто идет холодный дождь и т. д. и прикрепляют на картинку с изображением осени.
Дети сидят на местах, наблюдают за ходом эксперимента, радуются и восхищаются.
Педагог: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по временам года.
Послушайте, что я вам расскажу: «Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут - поживают Круглый год и его четыре дочери - Зима, Весна, Лето и Осень. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Первой идет Зима…».
Педагог: «Как вы думаете, кто пойдет за ней?
- Кто пойдет за Весной?
- А кто же замыкает год?».
Педагог: «Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть. Послушайте загадку, о каком времени года в ней говорится?
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым. (Зима)
- О каком времени года загадка?
- Ребята, назовите зимние месяцы?
- Назовите приметы зимы».
Педагог: «В гости к нам пришла зима и заданье принесла»
Д/игра «Рассели птиц»
Педагог: «Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете перелетных и зимующих птиц. У вас на столах картинки с изображением птиц, определите к каким птицам они относятся: к зимующим или перелетным.
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием».
Педагог: «А теперь время послушать следующую загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
- Ребята, назовите весенние месяцы?».
Педагог: «В гости к нам пришла весна и заданье принесла».
Д/игра «Времена года»
Педагог: «Ребята, перед вами карточки с приметами времен года. Ваша задача выбрать карточки с приметами весны и составить короткий рассказ о весне.
-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием».
Учитель-дефектолог: «Ребята, послушайте загадку:
Это милая пора –
Солнце, зелень и жара.
Что это за время года?
(Лето).
- Назовите летние месяцы.
- Назовите приметы лета».
Учитель-дефектолог: «В гости лето к нам пришло и заданье принесло».
Физкультминутка «Бабочки».
Учитель-дефектолог: «Сейчас мы с вами поиграем, превратимся в бабочек! Каждая бабочка получает по цифре и порхает по полянке, пока играет музыка. По сигналу бабочки встают в соответствии с цифрой по порядку. Вспоминаем прямой счет.
А второй раз, нужно будет построиться, соблюдая обратный порядок при счете».
Учитель-дефектолог: «Все правильно! Вы молодцы! Садитесь на свои места.
Давайте придумаем задачу про бабочек и решим ее!
Не забываем, что у задачи есть условие, вопрос, решение и ответ».
Учитель-дефектолог предлагает ребенку составить задачу, решить ее с помощью наглядного материала и сделать математическую запись.
Педагог: «Ребята послушайте еще одну загадку:
Жёлтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня! (Осень)
- Молодцы, ребята! Осень - это время года, которое замыкает год.
-Назовите осенние месяцы.
- Назовите приметы осени».
Педагог: «Совершенно верно ребята, осенью часто идут дожди. А давайте мы с вами тоже сделаем дождь, проведем эксперимент».
Опытно-экспериментальная деятельность
ЭКСПЕРИМЕНТ «Дождь в банке»
Педагог: «Дома, вы можете провести этот эксперимент с родителями и вместе с ними полюбоваться на разноцветный дождь». Введение в тему.
Педагог рассказывает сказку «Времена года».
Педагог продолжает чтение сказки.
Загадка о времени года.
Педагог следит за речью детей, правильным звукопроизношением.
У детей на столах тарелочки с приметами времен года.
Педагог выставляет картинку с изображением времени года – зима.
У детей на столах картинки с изображением птиц (зимующие и перелетные).
На доске висят две картинки: кормушка, к ней крепятся картинки зимующих птиц и скворечник, к нему крепятся картинки перелетных птиц.
Загадка о времени года.
У детей на столах тарелочки с приметами времен года.
Педагог выставляет картинку с изображением времени года – весна.
Педагог следит за речью детей, правильным звукопроизношением.
Вступает учитель-дефектолог
Загадка о времени года.
Учитель-дефектолог следит за речью детей, правильным звукопроизношением.
У детей на столах тарелочки с приметами времен года.
Педагог выставляет картинку с изображением времени года – лето.
Физкультминутка
выполняется 2 раза.
Звучит музыка.
Музыка замолкает.
Звучит музыка.
Музыка замолкает.
Учитель-дефектолог следит за посадкой.
На доске размещен наглядный материал - бабочки. У детей на столах математические пеналы.
Учитель-дефектолог следит за правильностью построения задачи, постановкой вопроса, решением задачи.
Учитель-дефектолог следит за речью детей, правильным звукопроизношением.
Вступает второй педагог.
Загадка о времени года.
Педагог следит за речью детей, правильным звукопроизношением.
У детей на столах тарелочки с приметами времен года.
Педагог выставляет картинку с изображением времени года – осень.
Педагог наполняет прозрачную емкость водой на объема; сверху выдавливает немного пены и аккуратно помогает ей осесть на водной поверхности ложкой или лопаткой; заранее подготовленный шприц с окрашенной водой аккуратно помещает в воздушную пену и медленно вводит краситель, постепенно облако отяжелеет и пойдет цветной дождь.
Заключительная часть занятия.
Дети отвечают на вопрос: «Зима, весна, лето, осень. В году 12 месяцев». Педагог: «Вот и закончилось наше путешествие по временам года.
- Давайте их повторим еще раз.
А все вместе они составляют ….год.
- А сколько месяцев в году?
-Молодцы, занятие окончено, можно отдыхать».
Педагог следит за речью детей, правильным звукопроизношением.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 197» комбинированного вида
МБДОУ «Детский сад № 197» комбинированного вида
Открытое занятие по познавательному развитию
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Времена года»
Педагог: Вяткина Г. А. ;
Барнаул