Наталья Жуковская
Конспект открытого занятия в старшей группе с ОНР «Путешествие с золотой рыбкой к морским и речным обитателям»
Конспект открытого занятия в старшей группе с ОНР “ Путешествие с золотой рыбкой к морским и речным обитателям”.
Цель: расширить представление детей о рыбах. Закрепить знания звукового анализа и синтеза.
Задачи.
Образовательные:
- расширять знания детей о рыбах, учить определять основные части тела рыб, закреплять умение классифицировать их;
- обогащать словарный запас за счет образования родственных слов;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе с ОНР „Путешествие с золотой рыбкой к морским и речным обитателям“» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Открытые занятия. Конспекты
- Пресноводные рыбы, речные
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
- закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные;
- закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность детей;
- развивать фонематический слух, навык звукового анализа;
- совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;
- развивать мелкую моторику.
Коррекционно-образовательные:
- учить употреблять предложно-падежные конструкции;
- продолжать учить детей делить слова на слоги.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- формировать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- воспитывать активность и любознательность.
Оборудование.
Муляж "Золотая рыбка", сундук, бумажные кораблики, тазик с водой, предметные и магнитные картинки «Рыбы», рисунок с изображением морского дна, 3 ведерка для деления слов на слоги, разрезная картинка "Рыба", картинки рыб для звукового анализа, 4 картинки с изображением этапа развития рыбы.
Предварительная работа: изучение морских и речных рыб, разучивание пальчиковой гимнастики “Подводный мир”.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети стоят кругом, прижимают свои ладошки к ладошкам сосед).
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Но для этого нам нужен хороший настрой. Повторяйте за мной слова:
Мы ладошку к ладошке приложим,
И друг другу дружить предложим.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными, дружными стать.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Итак, как я уже сказала, что сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы с вами отправимся на берег реки, а потом прогуляемся по берегу моря. Мы будем знакомиться с речными и морскими обитателями.
- Ой ребята, смотрите что это за сундук? Давайте откроем и посмотрим, что там находиться? (дети достают из сундука разрезную картинку золотой рыбки)
- Давайте соберем и посмотрим, что у нас получиться? (собирают из частей целую рыбу)
Дети: Это золотая рыбка!
Логопед: Ребята, посмотрите на эту рыбку внимательно. Из каких частей она состоит?
Дети: У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. Тело рыбки покрыто чешуей, похожей на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая.
Логопед: Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?
Дети. Чтобы плавать.
Логопед: Ребята, а как же рыбка появляется на свет? Посмотрите здесь лежат картинки с этапами развития рыбы, выложите по порядку картинки и расскажите, что на них изображено. (икринка, личинка, малек, рыба)
- Молодцы, справились с заданием!
Логопед: Ой, смотрите, наша рыбка превратилась в настоящую, волшебную рыбку. Давайте поиграем с ней.
Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём рыбку друг другу, отвечая на мои вопросы. (Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)
Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост) .
Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко) .
Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости) .
Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки) .
Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).
Если рыба живет в реке, какая это рыба? (речная)
Если рыба живет в море, какая это рыба? (морская)
Если рыба живет в аквариуме? (аквариумная)
Логопед: Ребята, рыбке очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, и она предлагает вам отправиться вместе с ней в путешествие!
- А на чем можно отправиться в морское путешествие? (на лодке, корабле.)
Работа над речевым дыханием.
Упражнение «Кораблик». Цель: развивать длительный плавный выдох.
Логопед: Итак, мы отправляемся в плавание, давайте поможем нашим корабликам плыть быстрее! Вытяните губы вперед трубочкой и дуйте на кораблик. (Кораблики, сделанные из тонкой яркой бумаги, ставят у самого края стола. Дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу).
По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай.
Логопед: Ну вот мы и очутились на берегу реки! Ой что же делать, как же мы перейдем реку, ведь течение такое быстрое! Золотая рыбка, ты же волшебная, подскажи, как нам перейти реку.
Рыбка : А вы ребята образуйте семейку слов от слова рыба, и постройте мост через реку.
Игра "Подбери родственные слова к слову рыба"
- Как называют маленькую рыбу? (рыбка)
- Как называют большую рыбу? (рыбина)
- Кто ловит рыбу? (рыбак)
- Как называется место, где ловят рыбу? (рыбалка)
- Как называется суп из рыбы? (рыбный)
Логопед: Молодцы, можно теперь перейти речку. Ребята, вы так старались, строили мост, ваши ручки наверное очень устали! Давайте отдохнем, сделаем с вами пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)
Что ты видишь, милый друг? (Приставляют пальцы колечками у глаз)
Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)
Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движении ладонями вперёд)
Вот медуза, вот кальмар. (Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигаются навстречу)
А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара)
А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх)
Гостей встречает осьминог.
- Ребята, смотрите стоят три ведерка. На них изображен 1, 2, 3 круга. Это обозначает, что вам нужно поймать рыбок, прохлопывая их по слогам. В первое ведерко - рыбы в названии которых - 1 слог, во второе - 2 слога, в третье - 3 слога. (1- скат, сом, краб, лещ., (2 - ка-рась, щу-ка, о-кунь., (3 - а-ку-ла, ме-ду-за.).
Логопед: Молодцы, и с этим задание справились! А теперь давайте мы отпустим рыбок в свои домики: морских - в море, а речных - в речку. (дети берут рыб, называют название рыбы и раскладывают на свои места)
Дети: Это рыба кит, она живет в море. Это рыба ерш, он живет в реке. И т. д.
Логопед: Ой посмотрите, ребятки, а вот еще морские обитатели потерялись, давайте мы их тоже отправим домой - в море!
Задание "Ориентация на листе бумаги"
Маша, прикрепи рыбу в правый верхний угол.
Захар, прикрепи краба в нижний левый угол.
Назар, прикрепи дельфина в левый верхний угол.
Таисия, прикрепи медузу посередине.
Виоллета, прикрепи краба в правый нижний угол. (Молодцы)
Логопед: Ребята, мне вот тут рыбка шепнула на ушко, что у нее в подводном царстве нет такого детского сада как у вас, и никто там с ней не занимается. Она говорит, что не понимает, чем отличается звук от буквы. Давайте ей расскажем, чем отличается звук от буквы?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Логопед: Давайте покажем нашей рыбке, как мы умеем составлять звуковые схемы к словам СОМ, КИТ. (Дети выкладывает из цветных магнитов звуковые схемы).
Звуковой анализ слова СОМ:
1. Сколько звуков в слове? (3 звука - С, О, М).
2. Назови первый звук в слове? (С - согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
3. Назови последний звук в слове? (М - согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
4. Назови, второй звук в слове? (О - гласный звук, обозначаем красным цветом).
Звуковой анализ слова КИТ:
1. Сколько звуков в слове? (3 звука - К, И, Т).
2. Назови первый звук в слове? (К -согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом).
3. Назови последний звук в слове? (Т - согласный, твердый, обозначаем синим цветом).
4. Назови второй звук в слове? (И - гласный, обозначаем красным цветом).
- Молодцы!
Толкование пословицы.
Ребята, есть русская пословица «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей)
Итог занятия.
Логопед: Вот и мы с вами старались, много трудились и занимались. Закончилось наше путешествие.
- Ребята, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Какое задание было для вас наиболее трудным?
- А золотая рыбка хочет вас отблагодарить за ваш труд и старания. Она вас угощает сладкими рыбками!