Айгуль Файзуллина
Конспект открытого занятия в старшей группе «Мой родной Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Расширять представления детей о родной стране, о Республике Башкортостан, столица - город Уфа, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (гербом, флагом, мелодией гимна, национальным костюмом. Рассказать о национальных героях, прославивших Башкирию.
Познакомить с некоторыми видами башкирских народных блюд, народными играми.
Воспитывать культуру поведения и культуру речи, интерес и уважение к народной культуре, народным традициям; формировать дружеские чувства дошкольников к другим народам и их культуре. Вызвать положительные эмоции от увиденного, и услышанного.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Мой родной Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование. Презентация, политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана, музыкальное сопровождение – мелодия гимна, мелодия курая, атрибуты для подвижной игры «Юрта»; пластилин, доски для лепки; угощение для детей
Предварительная работа. Разучивание башкирских народных игр «Липкие пеньки» и «Юрта», слушание башкирских мелодий (звучание курая, рассматривание иллюстраций с башкирской национальной одеждой, беседы о родном селе и Башкортостан, рассматривание альбома «Государственная символика республики Башкортостан», поездка в краеведческий музей с. Стерлибашево.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Недавно мы с Вами отметили день рождения Республики Башкортостан. День согласия и единства.
Башкортостан – моя земля!
Бескрайние твои поля,
Леса, зеленые луга.
Как сильно я люблю тебя.
В речках быстрых и глубоких
Течет кристальная вода.
Ты – колыбель для наций многих,
Цвети и радуй нас всегда!
Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).
— Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем.
(1 слайд). Покажите ее на карте России. (Два – три воспитанника по очереди показывают).
Сегодня мы с вами сыграем в телевикторину. А поможет нам в этом Ямал эби.
(2 слайд видео)
Ямал эби1 : Hаумыhыгыз балалар, кунактар. Здравствуйте дети, здравствуйте дорогие гости! Я приготовила для вас одну очень интересную игру. Хотите с нами в неё сыграть?
Дети: Да!
Ямал эби: Но задания очень сложные, и если вы справитесь, то в конце вас ждет супер приз. Вы готовы?
Дети: Да!
Ямал эби: Тогда мы начинаем нашу игру – викторину «Мой родной Башкортостан»
(3 слайд заставка)
Воспитатель: Открываю первое задание. (4 слайд) (Нарисован силуэт города) Задание называется «Города». Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана. (город Уфа). Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет городов нашей республики».
Дети называют города Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават и др.
Воспитатель: А сейчас следующее задание.
(5 слайд). Что вы видите? (Флаг РБ) Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый). Что они означают? (Ответы воспитанников). Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь.
А что же изображено на флаге? Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.
(6 слайд) (Герб республики Башкортостан). По краю герба расположен башкирский национальный орнамент - кускар. Под гербом – флаг нашей республики.
Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).(7 слайд запись гимна)
Слушают гимн Республики Башкортостан.
Воспитатель : А теперь 3 задание.
Кто изображен на гербе республики Башкортостан на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев(8 слайд). Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит. Послушайте про него стихотворения.
Двести лет над родными степями
Пронеслось с той поры грозовой,
Но доныне не стерто годами
Твое славное имя, герой.
Воспитатель: Интересно, какое еще задание приготовила нам Яма эби.
(9слайд) Что здесь изображено? (Карта Республики Башкортостан)
Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики. (Уральские горы). Какие реки здесь текут? (Белая, Дема, Уфа, Юрюзань).
Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди.
Воспитатель: И вот следующее задание Ямал Эби. Что здесь изображено? (10 слайд)
Дети: Человечки.
Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике. (11-15 слайды)
Воспитатель: Какое же следующее задание приготовила для нас Ямал эби? Какие башкирские народные игры вы знаете, ребята?
Дети: Курай, Юрта, липкие пеньки, медные пеньки, куляулык, ак тирэк – кук тирэк.
Давайте и мы с вами сыграем в игру «Юрта»
Игра «Юрта» /муз. Гершова
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок
Поиграем, и попляшем,
И, помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Сегодня я хочу поговорить с вами о музыкальном инструменте, изображенном на флаге нашей республики. Это курай. Из чего он сделан? (Ответы детей). Да, он сделан из стебля растения курай. (16 слайд)
Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.
Хотите послушать, как звучит курай? (17 слайд). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
Воспитатель: У нас осталось еще одно, невыполненное задание Ямал Эби, давайте посмотрим, что же она нам приготовила. (18 слайд)
Воспитатель: Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш).(19-23 слайды)
Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко).
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вместе приготовим сладкое угощение для кукол, наше национальное блюдо – баурсак.
(Дети лепят из пластилина баурсак, и складывают в одну общую тарелочку).
По окончанию задания в комнату входит Ямал эби, хвалит всех детей, и в качестве поощрительного приза пьют чай с башкирскими блюдами и целебным мёдом. В конце занятия проводится анализ игры.