Оксана Серебренникова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Музей овощей»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Музей овощей»
Конспект занятия по интеллектуальному развитию для старшей группы.
Цели: закреплять знания об овощах, рассказать о пользе овощей для человека, познакомить со способами заготовки овощей.
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Музей овощей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Игры, дидактические пособия
- Овощи. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• упорядочить и обобщить знания детей об овощах, витаминах;
• познакомить с крахмалом – основой картофеля;
Развивающие:
• развивать логическое мышление;
• развивать интерес к опытно-поисковой деятельности;
• развивать способности к художественному мастерству – преобразовывать овощи в фигуры животных;
Воспитательные:
• воспитывать любовь к овощам, желание чаще употреблять их в пищу;
Оборудование:
1. Картины-схемы овощей;
2. Эмблемы залов «Музея овощей»;
3. Модели-схемы для игры «Разложи по порядку»;
4. Муляжи овощей для игры «Что сырым, а что вареным»;
5. Опытный материал: сухой крахмал, мука, йод, тертый картофель, огурец, хлеб, сырые овощи для поделок, накрахмаленная и простая салфетки, зубочистки;
6. Подставки для поделок, подносы, пустая банка, пакеты (2 штуки, блюдца по количеству детей, пипетка, ложки, бумажные салфетки.
Мотивация:
Игровая: посещение музея овощей.
Личной заинтересованности: сделать поделки из овощей для выставки в музее.
Предварительная работа: чтение стихов, рассказов об овощах, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: витамины А,В,С, крахмал.
Ход занятия.
Воспитатель: -Ребята, сегодня наше занятие пройдёт в необычном месте, в нашем зале. Посмотрите, сколько здесь гостей! Давайте поздороваемся с ними.
(дети здороваются со взрослыми).
Воспитатель:- Ребята! Вы знаете, что такое музей? Что выставляют в музее? Сегодня мы с вами побываем в музее, но не простом, а волшебном – в Музее овощей. Я вижу вы удивлены, ведь есть и такой музей, с которым мы сегодня и познакомимся. Именно благодаря овощам, в которых так много полезных витаминов, мы с вами растём и крепнем.
А пойдем мы в этот музей по Дороге Загадок. Вам надо будет отгадать загадку и сказать, какими витаминами этот овощ богат.
(Воспитатель загадывает загадки об овощах, дети отгадывают загадки и несут символ овоща к витаминам.)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь гладкая,
На вкус как сахар сладкая.
(морковка)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос он в землю крепко,
Что же это?
(репка)
Он круглый и красный
Как глаз светофора,
Среди овощей нет сочней.
(помидора)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(картофель)
Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает,
(лук)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи -
Меня в них ищи.
(капуста)
Голова на ножке,
В голове горошки.
(горох)
9. Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Крепкие соленые.
(огурец)
Воспитатель: Молодцы! Двери Музея овощей для нас открыты. Сейчас мы с вами попали в первый зал Музея – картинную галерею. В этом зале на стенах висят картины, но они заколдованы. Интересно бы узнать, какие овощи на них нарисованы?
Воспитатель: Давайте вместе разгадаем этот секрет.
(Дети рассматривают знаки-модели и по ним составляют описание овощей. Образец дает воспитатель. Когда овощ угадан, появляется картина)
Воспитатель: Отлично, картины расколдованы, что же изображено на всех этих картинах?
Дети: Овощи!
Воспитатель: Приглашаю вас в следующий зал Музея овощей – зал Научных открытий.
Нас здесь встречает знаменитый овощ :
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда, вкусная … картошка.
Воспитатель: Вот она душечка-голубушка. Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы какое вещество содержится в картофеле? Сейчас посмотрим.
Опытно- экспериментальная деятельность:
Воспитатель: -Возьмём сырой картофель и натрём его немного на тёрке, затем натёртую картофельную кашицу добавим в стакан с чистой водой и размешаем. Что же у нас получилось? Какая вода стала?
(1. Натертую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять. Результат: вода стала беловатой, мутной; затем перелить аккуратно мутную воду в чистый стакан, чтобы крахмал смог отстояться на дне стакана и был виден детям.)
Воспитатель:- Пока вода отстаивается, мы с вами проведём другой опыт и проверим, чем же богат картофель. Разрежем картофель пополам и капнем на него несколько капелек йода. Какого цвета пятно на картофеле?
Дети: - фиолетового цвета.
Воспитатель: - Верно. Давайте теперь капнем йод на другие продукты- огурец, хлеб.
(2. Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на огурец, на хлеб. Результат: там где есть крахмал, йод меняет цвет.)
Воспитатель: - Изменился цвет йода на огурце, хлебе?
Дети: - Нет.
Воспитатель:- Правильно. Йод меняет цвет там, где есть крахмал. А теперь давайте вернёмся к стакану с водой. Какая вода в стакане сейчас? А что вы видите на дне стакана?
Воспитатель: Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука. Теперь рассмотрим крахмал таким, каким его можно купить в магазине. На что похож сухой крахмал? Да, он похож на муку, из которой пекут хлеб. Посмотрите и скажите – где мука, а где крахмал? Зрительно очень трудно различить их. Давайте потрогаем их на ощупь. В этом мешочке мука. Что вы чувствуете, когда трогаете её? (она мягкая, не скрипит.)
А в этом мешочке насыпан крахмал. Теперь, что вы чувствуете? (хрустит).
(3. Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.)
Воспитатель: Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье. Давайте мы с вами угадаем- в каком стакане компот из вишни, а в каком кисель? Компот какой? Кисель какой? Чем же они отличаются?
Воспитатель: - Молодцы! С помощью крахмала можно компот превратить в кисель. Он очень вкусный и полезный.
Посмотрите на эти две салфетки. Возьмите их в руки и скажите- чем они отличаются? Накрахмаленное белье красиво и свежо выглядит, хрустит, не теряет своей формы. А другая салфетка мягкая, не твёрдая, её можно легко сложить.
(сравнить на ощупь две салфетки, одну сложить, другая твёрдая, не гнётся)
Воспитатель: Что можете сказать? Отличаются или нет?
Воспитатель: Итак, мы с вами сделали открытие и узнали, что содержится в картофеле больше чем в других овощах? –___, чего много в картофеле (опрос детей).
Воспитатель:- Молодцы! Вот такое мы с вами сегодня сделали открытие про крахмал!
. Давайте немного отдохнём и побываем в огороде.
Физминутка «Огород»
Мы пойдём в огород, (шагать на месте)
Много там всего растё т: (развести руками в стороны)
Огурцы сорвём мы с грядки (срывать вооброжаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)
Толстая репка (поставить руки на пояс)
Засела в землю крепко, (покачаться из стороны в сторону)
Дёргай, дёргай из земли, (изображать как будто дёргаем из земли)
Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)
Воспитатель: Приглашаю вас посетить самый вкусный зал Музея овощей – выставку кулинарных премудростей. Чего здесь только нет! И свежие овощи, и маринованные. Почему люди запасают на зиму овощи!
Дети: - Они полезные,
- в них много витаминов,
- они лечат при болезнях.
Воспитатель:- А как мы это делаем?
Дети: - Солим, маринуем овощи в банки.
Воспитатель: Вы правы! А ещё народная мудрость гласит: «Обед без овощей, что праздник без музыки». А какие вы знаете пословицы и поговорки об овощах?
Дети отвечают:
Лук – здоровью друг.
Поел моркови – прибавилось крови.
Там где нет мяса- свекла – герой.
Лук – от семи недуг.
Картофель – хлебу подспорье.
Воспитатель: - Молодцы, ребята!
Воспитатель: - Интересно узнать, а сами вы разбираетесь в приготовлении блюд? Сейчас мы поиграем в игру «Что сырым, а что вареным».
(Дети играют игру «Что сырым, а что вареным»)
Вывод:
Воспитатель: Оказывается, многие овощи можно есть и сырыми и вареными.
Воспитатель: А чипсы вы любите? А из чего их можно приготовить? Точно, из картошки.
Давайте вместе попробуем составить рецепт чипсов.
(Карточки-схемы «Разложи по порядку»)
Воспитатель: Вы теперь знаете, как приготовить чипсы из картошки. Даже можете маму научить.
Воспитатель: Путешествие по Музею овощей продолжается. Приглашаю вас в следующий зал – Овощную мастерскую. Здесь происходят чудеса и превращения. Предлагаю вам самим смастерить животных для выставки кулинарных премудростей. Для этого можно использовать разные подручные материалы.
(Дети мастерят фигурки из овощей).
Воспитатель: Какие же вы молодцы! А вы знаете, что этими фигурками можно украсить любое праздничное блюдо- салат, кашу, пирог.
Ваши экспонаты займут достойное место на выставке кулинарных премудростей
(отнести поделки в зал кулинарных премудростей).
Воспитатель: К сожалению, музей закрывается. Но мы должны оставить в книге отзывов свои впечатления. Возьмите в руки морковки и вложите их в страничку того зала музея, который вам больше понравился. (вопросы по залам – подведение итога занятия)
- Какой зал музея ___, тебе больше понравился? Почему?
Что нового ___, ты узнал в этом зале? Что мы делали в зале Научных открытий? В Овощной мастерской? В Картинной галерее? А что было на выставке Кулинарных открытий? С чем ещё вы сегодня познакомились? Как используют крахмал? Молодцы! Вы всё правильно слушали и всё запомнили. Теперь и вы можете рассказать дома о том, что сегодня было в музее овощей.
Воспитатель: Как хорошо, что есть такие интересные музеи. Мы обязательно здесь ещё побываем и посетим другие необычные музеи. А сейчас нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с гостями и пройдём в группу.
(дети уходят).