МААМ-картинки

Организация педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников и сотрудниками ДОО

Кондратова Татьяна
Организация педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников и сотрудниками ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Организация педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников и сотрудниками ДОО

Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, родителями и сотрудниками учреждения, направленное на создание благоприятного психологического климата и решение педагогических задач.

Педагогическое общение рассматривается также как многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между детьми и педагогами в соответствии с целями, характером и содержанием их совместной деятельности.

Цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами. Именно общение способствует формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности детей и взрослых. Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.

Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию педагогом взаимопонимания и взаимоотношений с обучающимися с помощью различных коммуникативных средств.

Неправильное педагогическое общение способствует возникновению у воспитанников и коллег по работе тревожности, неуверенности, ослабление работоспособности, увеличивается конформность поведения.

Для эффективного осуществления педагогического общения и взаимодействия с воспитанниками, родителями и сотрудниками ДОО воспитателю необходимо обладать коммуникативными умениями, заключающимися в следующем:

- умение устанавливать эмоциональный контакт, инициативу в общении как с воспитанниками, так и с родителями и сотрудниками ДОО;

- умение управлять своими эмоциями, наблюдательность и переключаемость внимания;

- владение социальной перцепцией, т. е. пониманием психологического состояния собеседника по внешним признакам;

- владение речевыми (вербальными) и неречевыми (невербальными) умениями установления коммуникации.

Все коммуникативные умения педагога можно объединить в четыре группы: - умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

- умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения;

- умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т. д.);

- умения обеспечивать обратную связь с воспитанниками, родителями и сотрудниками ДОО.

На эффективность установления взаимодействия воспитателя с воспитанниками, родителями и сотрудниками ДОО оказывает значительное влияние стиль педагогического общения воспитателя.

Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, родителями и сотрудниками ДОО.

Стиль педагогического общения включает:

- коммуникативные возможности педагога;

- сложившийся характер взаимоотношений воспитателя и других участников образовательных отношений;

- творческая индивидуальность воспитателя;

- особенности воспитанников (личностные, возрастные и т. д., родителей и сотрудников ДОО.

Традиционно стили педагогического общения подразделяют на: авторитарный; демократический; попустительский.

Авторитарный стиль педагогического общения. Воспитатель занимает доминирующую позицию, не позволяет воспитанникам и их родителям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники и их родители в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Согласно авторитарному стилю воспитатель все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям и другим сотрудникам в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам воспитателя, родителей воспитанников и сотрудников ДОО.

Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Воспитатель ориентирован на привлечение родителей и сотрудников ДОО, а в ряде случаев и самих воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Воспитателем и родителями ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. Педагог создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы.

Попустительский стиль педагогического общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Воспитатель не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, сотрудниками детского сада, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность – воспитатель уходит от ответственности за результаты своей деятельности.

Также выделяют стиль-дистанцию; стиль-устрашение; стиль-заигрывание; стиль-совместное творчество и стиль - дружеское расположение (В. А. Калик, И. М. Юсупов).

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Стиль-устрашение искусственно ставит партнера по взаимодействию в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится барьер отчуждения.

Стиль-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые воспитатели, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Стиль «совместное творчество», то есть единение профессионализма воспитателя, его этических установок и участников образовательных отношений, основан на постановке совместных целей и общего нахождения решения.

Стиль «Дружеское расположение» основан на интересе к личности партнера по общению, к аудитории в целом, уважительном отношении к каждому, открытости к контактам.

Таким образом, эффективное взаимодействие воспитателя, родителей воспитанников и сотрудников ДОО зависит от коммуникативных умений воспитателя, стилей его педагогического общения. Следует учитывать, что педагогическое сотрудничество воспитателя с родителями и сотрудниками ДОО требует рационального распределения ролей в образовательной организации с учётом индивидуальных особенностей и взаимодополнения, умения воспитателя организовать общую работу группы, ориентированности на общие цели и задачи в вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения и толерантно относится к чужой.

Публикации по теме:

Родительский клуб как форма взаимодействия педагогического коллектива с родителями воспитанниковРодительский клуб как форма взаимодействия педагогического коллектива с родителями воспитанников "Родительский клуб – форма взаимодействия пед. коллектива с родителями воспитанников» Начну с того, что Положительный результат эффективной.

Консультация для педагогов «Несколько правил общения с родителями воспитанников» Уважаемые коллеги! На нас лежит огромная ответственность, которая ежедневно требует от нас высокого профессионализма и огромных душевных.

Консультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанниковКонсультация для педагогов «Родительское собрание «Чаепитие» в нетрадиционной форме общения с родителями воспитанников Шалва Александрович Амонашвили — советский, грузинский и российский педагог-новатор и психолог, утверждает: «Каждый воспитатель должен.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников и сотрудниками ДОО
Опубликовано: 15 февраля 2025 в 17:54
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников и сотрудниками ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Кондратова Татьяна (УИ 2776893) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
17 февраля 2025 понедельник
Доброта спасет мир!
Агния Барто – всем детям ровесница!
Вернись, лесной олень, по моему хотенью!
18 февраля 2025 вторник
Сдаем батарейки - спасаем ежиков!
Тема дня: рода войск Российской Армии
Кто пельменей не едал, тот и счастья не видал



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД