Кондратова Татьяна
Организация педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников и сотрудниками ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Организация педагогического общения воспитателя с родителями воспитанников и сотрудниками ДОО
Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с детьми, родителями и сотрудниками учреждения, направленное на создание благоприятного психологического климата и решение педагогических задач.
Педагогическое общение рассматривается также как многоплановый процесс установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между детьми и педагогами в соответствии с целями, характером и содержанием их совместной деятельности.
Цель педагогического общения состоит в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от обучающего к обучаемому, в обмене ими личностными смыслами, связанными с изучаемыми объектами. Именно общение способствует формированию и развитию новых свойств и качеств индивидуальности детей и взрослых. Только в процессе педагогического общения может успешно осуществляться формирование общей и профессиональной культуры, системы жизненных целей и ценностей, нравственных норм и принципов.
Содержание педагогического общения представляет собой, прежде всего, обмен информацией, целенаправленную организацию педагогом взаимопонимания и взаимоотношений с обучающимися с помощью различных коммуникативных средств.
Неправильное педагогическое общение способствует возникновению у воспитанников и коллег по работе тревожности, неуверенности, ослабление работоспособности, увеличивается конформность поведения.
Для эффективного осуществления педагогического общения и взаимодействия с воспитанниками, родителями и сотрудниками ДОО воспитателю необходимо обладать коммуникативными умениями, заключающимися в следующем:
- умение устанавливать эмоциональный контакт, инициативу в общении как с воспитанниками, так и с родителями и сотрудниками ДОО;
- умение управлять своими эмоциями, наблюдательность и переключаемость внимания;
- владение социальной перцепцией, т. е. пониманием психологического состояния собеседника по внешним признакам;
- владение речевыми (вербальными) и неречевыми (невербальными) умениями установления коммуникации.
Все коммуникативные умения педагога можно объединить в четыре группы: - умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
- умения правильно планировать свою речь, т. е. содержание акта общения;
- умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т. д.);
- умения обеспечивать обратную связь с воспитанниками, родителями и сотрудниками ДОО.
На эффективность установления взаимодействия воспитателя с воспитанниками, родителями и сотрудниками ДОО оказывает значительное влияние стиль педагогического общения воспитателя.
Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, родителями и сотрудниками ДОО.
Стиль педагогического общения включает:
- коммуникативные возможности педагога;
- сложившийся характер взаимоотношений воспитателя и других участников образовательных отношений;
- творческая индивидуальность воспитателя;
- особенности воспитанников (личностные, возрастные и т. д., родителей и сотрудников ДОО.
Традиционно стили педагогического общения подразделяют на: авторитарный; демократический; попустительский.
Авторитарный стиль педагогического общения. Воспитатель занимает доминирующую позицию, не позволяет воспитанникам и их родителям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники и их родители в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Согласно авторитарному стилю воспитатель все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям и другим сотрудникам в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.
Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам воспитателя, родителей воспитанников и сотрудников ДОО.
Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Воспитатель ориентирован на привлечение родителей и сотрудников ДОО, а в ряде случаев и самих воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Воспитателем и родителями ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. Педагог создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы.
Попустительский стиль педагогического общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Воспитатель не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, сотрудниками детского сада, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность – воспитатель уходит от ответственности за результаты своей деятельности.
Также выделяют стиль-дистанцию; стиль-устрашение; стиль-заигрывание; стиль-совместное творчество и стиль - дружеское расположение (В. А. Калик, И. М. Юсупов).
Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
Стиль-устрашение искусственно ставит партнера по взаимодействию в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится барьер отчуждения.
Стиль-заигрывание отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые воспитатели, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
Стиль «совместное творчество», то есть единение профессионализма воспитателя, его этических установок и участников образовательных отношений, основан на постановке совместных целей и общего нахождения решения.
Стиль «Дружеское расположение» основан на интересе к личности партнера по общению, к аудитории в целом, уважительном отношении к каждому, открытости к контактам.
Таким образом, эффективное взаимодействие воспитателя, родителей воспитанников и сотрудников ДОО зависит от коммуникативных умений воспитателя, стилей его педагогического общения. Следует учитывать, что педагогическое сотрудничество воспитателя с родителями и сотрудниками ДОО требует рационального распределения ролей в образовательной организации с учётом индивидуальных особенностей и взаимодополнения, умения воспитателя организовать общую работу группы, ориентированности на общие цели и задачи в вопросах воспитания, развития и образования детей дошкольного возраста; умения высказывать и отстаивать свою точку зрения и толерантно относится к чужой.