Яворовская Татьяна
Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе «Что плавает, что тонет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности педагога с детьми средней группы
по экспериментированию на тему
«Что плавает, что тонет»
Цель: Вовлечение детей в элементарную экспериментальную деятельность по изучению свойств предметов.
Задачи:
воспитательная:
1. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
развивающая:
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе „Что плавает, что тонет“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Средняя группа
- Темочки
1. Развивать речь, мышление и любознательность детей.
2. Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей.
3. Развивать наблюдательность.
4. Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
образовательная:
1. Познакомить детей со свойствами предметов (материал, плавучесть)
Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, здоровье.
Обогащение словаря: металл, металлический, железо, железный, резина, резиновый, пластмасса, пластмассовый, эксперимент.
Материал и оборудование: Волшебный сундучок, 2 маленьких мячика – резиновый и пластмассовый, металлический шарик, маленькая пластмассовая кукла, 3 ложки – пластмассовая, деревянная, металлическая; две маленькие машинки – металлическая и пластмассовая, пластмассовый контейнер с водой). Для поделок: индивидуальные тарелочки, ореховая скорлупа, пластилин, парус.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками! – Здравствуйте, гости.
А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: солнышко.
Воспитатель: А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснёмся ими друг друга и подарим тепло своим друзьям.
(Дети становятся в хоровод, вытягивая руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Солнышко, солнышко!
Мы – твои лучи!
Быть людьми хорошими
Ты нас научи!
Вводная часть к теме непосредственно-образовательной деятельности :
Дети садятся на стульчики вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый сундучок. А вот, что в волшебном сундучке вы узнаете, отгадав мои загадки.
Он бензин на завтрак пьет,
Громко, как медведь, ревет.
Есть колеса и мотор,
Чтоб лететь во весь опор.
Над дорогой вьется пыль –
Это мчит… (автомобиль).
Правильно, машинка.
Лёгкий, звонкий и упругий,
Круглый, словно колобок.
С ним приятно на досуге.
Он, как зайка, прыг, да скок.
С удовольствием играет
С ним и девочка, и мальчик.
Каждый сразу отгадает
Ну, конечно, это. (мячик)
Правильно, мячик.
А вот загадка посложнее:
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (кукла)
Правильно кукла.
И опять вы справились! Молодцы! Правда, она маленькая. Большая кукла поместилась бы в мой сундучок?. Нет. И наконец последняя загадка:
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это (ложка)
Да, это ложка.
Ребята, как одним словом мы можем назвать машинку, мячик и куклу?. (ответы детей)
Правильно, это игрушки.
А ложка, это игрушка? …Что мы делаем с помощью ложки? (ответы детей… Правильно едим. Ложка - это столовый прибор.
Вы хорошо справились с заданием, правильно отгадали загадки, и мы теперь знаем, что есть в волшебном сундуке.
Ребята, я приглашаю вас вместе со мной посетить нашу лабораторию, где все вы станете юными исследователями. Мы узнаем с вами какие предметы тонут в воде, а какие нет.
Дети занимают места вокруг стола
А вот знаете ли вы, из чего эти предметы сделаны?
Вот, например, мячик?. (Показать резиновый мячик …ответы детей)
Мячик сделан из резины – значит он… (резиновый). А как вы думаете – если я его положу в воду – что он будет делать – утонет или нет?.
(Опустить мячик в контейнер с водой. Мячик плавает)
В моем сундучке еще спрятались два мячика. Посмотрите, это мячик из пластмассы, значит он какой - (пластмассовый). Как вы думаете, что станет с пластмассовым мячиком, если я его тоже опущу в воду?. (Опустить мяч в воду…Он тоже не утонул.
И, наконец, я нашла вот такой маленький шарик, правда, он сделан из железа. Раз он сделан из железа, значит он какой?. (железный). Шарик похож на мячик?. Да, он такой же круглый. Какой мячик – тяжелый или легкий? … (дать детям в руки сравнить металлический шарик и пластмассовый мячик).
Как вы думаете, что с ним произойдет, если я опущу в воду?. (опустить в воду, шарик тонет). Видите, железный шарик тяжелый, он сделан из чего… (из железа, он и утонул.
Давайте немного передохнем. Водичка из чего состоит?. Из капелек. Вот и мы превратимся в капельки.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Продолжаем наш эксперимент.
Давайте посмотрим, что произойдет с нашими машинками. Сколько у нас машинок?. (две). Они сделаны из одного материала или нет?. Одна сделана из пластмассы, значит она какая?. (пластмассовая). Другая машинка сделана из металла, значит она какая? (металлическая). Как вы думаете, что произойдет с ними в воде?.
Вызвать одного ребенка. Он проделает опыт с пластмассовой машинкой. Сделать выводы - пластмассовый предмет не тонет, он легкий.
Вызвать второго ребенка. Опыт с металлической машинкой по аналогии. Выводы – металлический предмет тяжелый, тонет.
«Давайте теперь посмотрим, что будет с нашей куколкой. Она какая?. Пластмассовая. Значит сделана из… (пластмассы). Саша, вот тебе наша куколка, давай посмотрим, утонет она или нет….»
Кукла не тонет.
Вывод – пластмассовый предмет не тонет.
«И, наконец наши ложки. Их сколько?. Целых три. Одна (деревянная). Она сделана из… (дерева). Другая (пластмассовая). Она сделана из (пластмассы). И третья (металлическая). Она сделана из (металла). Молодцы! А сейчас посмотрим, что же будет с нашими ложками в воде?»
Дети поочередно опускают ложки в воду. Деревянная и пластмассовая плавают на поверхности, металлическая утонула.
«Что же мы теперь знаем? Предметы делают из разных материалов – из пластмассы, это - …; из металла – это, из резины – это…; из дерева – это …; Предметы из металла, металлические предметы в воде тонут или нет?. Правильно, тонут, они тяжелые. А предметы из пластмассы тонут в воде или нет? … Правильно, нет, они легкие. И также в воде не тонут деревянные и резиновые предметы.
А в заключении, давайте сделаем с вами кораблики из ореховой скорлупы и посмотрим, будут ли они плавать или утонут.
Дети приступают к поделкам. После того, как они сделают кораблики, запускаем их в контейнер с водой и делаем вывод, что кораблики не тонут.
Понравилось вам сегодня быть экспериментаторами? … Сегодня и дома вечером вместе с мамой вы можете проверить, что же будет с ложкой, что будет с листом бумаги, что будет с другими небольшими предметами, если их опустить в миску с водой? А завтра расскажите нам, что у вас получилось.