Елена Геннадьевна Вакуленко
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Традиции, обычаи, быт бурятского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа.
Задачи:
1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа.
2. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.
3. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора: пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.
4. Формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре бурятского народа
5. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме „Традиции, обычаи, быт бурятского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Бурятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Оборудование: войлочная юрта, бурятская шапка, куклы, мешок с костями - лодыжками, карточки для игры в синквейн, 2 воздушных шарика, 2 палочки для игры «Загони овцу». Презентанционный материал по теме + игра – викторина
Предварительная работа:
1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»
2. Рассматривание иллюстраций: животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят. (
3. Беседы по темам: "Бурятская юрта", "Кто такие буряты?", "Родословное древо", "Орнамент", "Одежда бурят", "Пища бурят", "Ремесло".
4. Чтение художественной литературы: "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".
5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.
6. Дидактические игры: "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди бурятский костюм", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды". «д/и «Кому, что нужно»
7. Подвижные бурятские игры : "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".
8. Посещение краеведческого музея города.
Ход образовательной деятельности: Воспитатель заходит в бурятском национальном костюме
Воспит. Здравствуйте, дорогие, друзья! Приветствуем Вас, с пожеланием счастья и добра, чтобы помнить и возродить наши добрые традиции. Сегодня на занятии мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа.
- Кто такие предки? (Это наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки - это кто нас родил)
- Отгадайте мою загадку: Дом без крыши и окон,
А живут в нем дружно люди (юрта)
Воспитатель предлагает детям отправиться к гости к тетушке Дулме, которая познакомит детей с жилищем бурят. Возле юрты детей встречает со словами благопожелания тетушка Дулма. Приглашает в гости в юрту.
- Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты. По бурятскому обычаю мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. (дети рассаживаются)
Тетушка Дулма знакомит детей с предметами, которые находились на мужской половине и на женской половине. Знакомит с очагом, предлагает испробовать бурятскую национальную пищу – позы, замбу, зеленый чай с молоком. Во время чаепития проводится беседа с детьми
- Ребята, а знаете ли вы, как называлось поселение, где жили буряты? (улус)^Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.
- Из чего строили юрту? (основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок). Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра.
- Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.
- Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.
Игра "Юрта " (синквейн).
Дети становятся на красную ленту, у каждого ребенка своя дорожка, дорожка составлена из цветных прямоугольников. Кто ответит на вопрос переходит на следующий прямоугольник.
- Внимание на экран (на экране - юрта)
1. - Что это? (юрта)
2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)
3. - Что делают в юрте? (живут, отдыхают, играют и т. д.)
4. - Кто живет в юрте? (буряты, люди)
- Составим красивое предложение их ваших слов - ответов.
В круглой красивой юрте живут буряты.
- Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)
- Ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. (Дети садятся)
- Каких животных разводили буряты? (коз, овец, коров, лошадей и верблюдов) Дидактическая игра: "Детеныши животных"
У козы детеныш. (козленок, а если много. (козлята)
У коровы.
У лошади.
У овцы.
У верблюда.
- Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных Буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.
Проблемная ситуация
Воспит. Почему они кочевали? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная)
- Для чего нужны хорошие пастбища? (животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей)
Заходит Будамшуу под музыку Буд. - Сайн байна, ухибууд. Скоро наступит праздник Белого месяца и Вас всех поздравляю. В гости ходят с подарками. Как хозяйке вашего дома тетушка Дулма - преподношу хадак.
- Узнали вы меня? Я - веселый Будамшуу, люблю играть и веселиться. Давайте поиграем!
Буд. (Вытаскивает из коробки шапку - малахай). Что это у меня в руках? Я вам ее подарю, если вы со мной сыграете в игру - "Шапка Будамшуу" Подвижная игра "Шапка Будамшуу"
Буд. Какие у вас дети - быстрые, ловкие, не мог их догнать. Я дарю вам эту шапку - малахай, будете играть в группе. (Отдает воспитателю). А ваши дети умные?
Проводится игра – викторина (презентация)
Итог.
Благо пожелания:
1 реб. Чтоб стада тучнели.
2 реб. Чтоб уют царил в вашем доме.
3 реб. Чтоб все были здоровы.
4 реб. Чтоб в семье жили удача и успех.
Буд. Ой, спасибо вам, дети, большое за хорошие пожелания. Ну, а мне пора идти к другим детям. Баяртай!
Дети: Баяртай!
Дети прощаются с тетушкой Дулмой и возвращаются в группу.