Ширяева Елена
Знакомство с культурой и бытом русского народа во второй младшей группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект, посещение мини-музея в «русской избе»
Цель: дать представление детям о русской избе – жилище крестьянской семьи.
Задачи: познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, красный уголок и сундук); приобщать детей к народной культуре, русскому фольклору, увлечь народным сюжетом; воспитывать эстетический вкус и живой интерес к народной культуре.
Темочки:
Обогащение словаря детей: изба, сундук, печь.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба». Предметы, которые находятся в музее, называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. В избе было три главных уголка красный уголок где висела икона, печь и сундук.
Воспитатель: Войдя в избу, дети кто знает что это? (печь).
Воспитатель: Молодцы. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок). Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари.
Воспитатель: Дети обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (ответы детей). Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
Воспитатель: На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Хороводная игра «Ворота»
Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению. А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей). Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:
Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Воспитатель: Дети, а где раньше хранили одежду? Правильно в сундуках, давайте откроем сундук и посмотрим что лежало раньше в сундуках (открываем сундук и описываем все что в нем лежит).
Воспитатель: (выходим из избы) Ребята, что мы с вами сегодня посетили? Вам понравилось? Что нового вы узнали? (Ответ детей).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Подвижная игра: все дети - «внуки», один - «дедушка». Дедушка сидит дома, внуки уходят в свой дом и договариваются, что они будут делать, когда придут к дедушке. Затем идут к дедушке в гости. Дедушка спрашивает: «Где бывали, что видали?» - «Дома» (па улице, в саду, в зависимости от задуманного действия). — «Что вы там делали?» Все дети показывают, что они делали. Дедушка должен угадать и назвать действие словом. Назвав, он бросается ловить убегающих детей.