Оля Оля
Конспект открытого занятия «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительные свойства воды»
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.
(Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)
Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)
Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)
Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)
Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2024
Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)
Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).
Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Воспитатель: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
Воспитатель: А кто из вас ребята был с родителями на море?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Кто знает какого вкуса морская вода?
Дети: Соленая
Воспитатель: Правильно соленая, а можно ли пить такую воду?
Дети: Нет, нельзя она пригодна только для морских обитателей.
Воспитатель: Конечно нельзя. А какую мы с вами пьем воду?
Дети: Пресную
Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе?
Дети: Речка, водоемы, озера и т. д
Воспитатель: Верно. А можно ли ее пить сразу из речки?
Дети: Нет, ее нужно сначала очистить.
Воспитатель: Правильно. Прежде чем пить такую воду, она должна пройти специальную систему очистки. А теперь я вам покажу на глобусе моря, океаны, реки и озера. (Показ)
Воспитатель: Давайте сравним, какой же воды на планете больше : пресной или соленой?
Дети: Соленой
Воспитатель: Раз мы уже узнали, что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относиться?
Дети: Беречь воду.
Воспитатель: А как мы ее будем беречь?
Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы, не загрязнять реки и озера.
Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как вода поступает в реку? Что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок («Круговорот воды в природе», когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в «Лабораторию чудес». А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Давайте сегодня мы с вами превратимся в ученых и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
Воспитатель: Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам необходимо будет надеть специальную одежду (Дети одевают спецодежду).
Воспитатель: Вспомните правила поведения в лаборатории при опытах и экспериментах.
Дети: Быть внимательными, слушать инструкцию воспитателя, не трогать руками, в рот не чего не брать и не пить.
Воспитатель: - Ну, вот теперь мы с вами можем отправляться в «Лабораторию чудес».
Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.
Дети подходят к первому столику.
Опыт №1. «Вода не имеет вкуса и запаха».
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы? (Да)
- Как это можно определить? (Понюхать, попробовать).
- А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду.
- Какая она? Душистая, пряная? Чем она пахнет? (Она не пахнет)
- А теперь сделайте 1 глоток воды, и скажите, какая она на вкус? (Бесвкусная)
- Значит мы с вами можем сделать вывод, что вода не имеет запаха и вкуса.
(Размещают на доске алгоритм по выводу, что нет вкуса и запаха)
Опыт №2. «Вода бесцветная»
У каждого в руке стакан воды, 1 стакан молока у воспитателя.
- Что это? (Молоко)
- Какого цвета молоко? (Белого)
- А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Нет)
- Какого цвета вода? (Прозрачная, бесцветная)
- Давайте опустим в воду коктейльную трубочку и посмотрим видно ли ее в стакане с водой? (Ответы детей)
А теперь я опущу трубочку в стакан с молоком вы ее видите? (Ответы детей)
Из этого опыта мы тоже можем сделать вывод, что вода прозрачная или бесцветная.
(Размещают алгоритм, что вода прозрачная)
Опыт №3. «Вода изменяет цвет».
Дети подходят ко второму столику.
Воспитатель: Ребята из прошлого опыта мы узнали, что вода бесцветная. Но можно ее сделать разноцветной. А вы знаете, как это сделать? (Ответы детей)
- Я предлагаю сделать один фокус!
На подносе в ряд стоят баночки, наполненные водой. Воспитатель берет одну баночку и после произнесения волшебных слов («Была водичка простой, стань водичка цветной») начинает активно взбалтывать воду. Вода окрашивается в яркий цвет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, в чем же секрет этого фокуса?
Почему вода окрасилась в разные цвета? (Дети высказывают свои предположения).
Необходимо подвести детей к правильному ответу: вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
Воспитатель проверяет предположения детей на практике (кисточкой кладет густую краску гуашь под крышку банки, закрывает ее и встряхивает банку).
Воспитатель: Значит, мы может с вами сделать вывод, что вода может менять цвет, если в нее что-то добавить.
(Размещают на доске рисунок - схему)
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
Физкультминутка «Рыбки».
Дети подходят к третьему столику.
Опыт № 4. «Какой формы вода?» (На столе лежат кубик и шарик).
Воспитатель: Какой формы эти предметы? (Ответы детей).
- А имеет ли форму вода? (Ответы детей).
- Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Ответы детей).
Воспитатель: Нет. А вода? Если мы нальём воду в стаканчик, что с ней произойдёт? (Она примет форму стаканчика). А если воду налить в банку? (Ответы детей). Да, она примет форму банки. А сейчас возьмем широкий стаканчик с водой и перельем воду в узкий стаканчик. Вода приняла форму узкого стаканчика.
Воспитатель: Делаем вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
(Размещают на доске рисунок - схему)
Дети подходят к четвертому столику.
Опыт №5 «Лёд и пар – это тоже вода»
Воспитатель показывает детям термос.
Воспитатель: Сейчас мы проведем опыт, с помощью термоса. Термос с горячей водой накроем стеклышком. Какое стало стеклышко?
Дети: Мокрое
Воспитатель: Пар превратился в воду. А если воду поставить в морозилку, что произойдёт? Дети: Замёрзнет, превратиться в лёд.
Воспитатель: Мы сделаем вывод: лёд и пар – это тоже вода.
(Размещают на доске рисунок-схему)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте составим рассказ по нашим рисункам-схемам о том, какая же бывает вода?
Дети: Вода – прозрачная жидкость, не имеет вкуса, цвета и запаха. Она может окрашиваться и принимать цвет красителя. Вода - жидкость, она может принимать форму той ёмкости, в которую её наливают. Лед и пар - это тоже вода.
Воспитатель: Скажите, мне ребята, какие больше всего опыты вам понравилось делать в лаборатории? Что вам больше всего запомнилось? Понравилось ли вам?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня в «Лаборатории чудес», мы узнали некоторые свойства воды, надеюсь, это еще не все, и мы дальше будем изучать ее свойства и узнаем еще много интересных вещей. И так как вы были сегодня учеными и делали свои открытия, я хочу вас наградить медалькой, в виде капельки.