НОННА ВИКТОРОВНА МУХИНА
Конспект открытого занятия «Значение воды в жизни человека» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, накоплению конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды.
Образовательные задачи:
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с основными состояниями воды (жидкое, твердое, газообразное);
Познакомить детей со свойствами воды как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из трех состояний);
Публикация «Конспект открытого занятия „Значение воды в жизни человека“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Формировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое;
Закрепить полученные знания о воде.
Развивающие задачи:
Развивать произвольное внимание, диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующие вопросы.
Развивать эмоционально – положительное отношение к познанию окружающего мира.
Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости и делать выводы.
Развивать навыки работы со словарем.
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде.
Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира;
Воспитывать усидчивость, способность работать в группах, коллективе.
Предворительная работа : чтение рассказов, стихов, пословиц, потешек о воде. Знакомство с картой мира,глобусом. Иллюстрации с изображением моря, океана, рек, озёр и других водоёмов. Ознакомление с физическими свойствами воды. Опыты и эксперименты с водой. Игры по методике ТРИЗ - «ММЧ»., «Треугольники «, системный оператор.
Словарная работа :
слова, обозначающие свойства воды : безцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха, без формы, хороший растворитель, растекается, течёт, бежит, струится, журчит.
Оборудование :
карта мира, глобус, схема с изображением свойств воды.
Схема «Кому нужна вода?», «Где живёт вода?»
Мнемотаблица «Что я знаю о свойствах воды?»
Схема очистного сооружения для очистки воды.
Оборудование для проведения опытов с водой.
Макет корабля, костюмы героев для морского путешествия.
Выставка : рисунки детей «Царица -вода «.
Диски : «Звуки природы» ,Звуки моря, реки, водоёмов».
Ход занятия :
Воспитатель :
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу, чтобы мы с вами вместе как много больше узнали о воде, ведь мы каждый день сталкиваемся с водой, но не часто обращаем внимание на то, какая она.
Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: Вода: реки, озёра, моря, океаны.
Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
Воспитатель:
Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (зелёное яблоко).
Воспитатель:
Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь. посмотрите : одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши?
Дети: На земле больше воды.
Дети читают стихотворение :
Капелька
Вот она планета дорогая,
Любимая наша Земля.
Есть поля и леса,и горы,
Океаны есть и моря.
Но особо хочу я отметить
Цвет планету моей голубой,
Наверное, в целой вселенной
Нет планеты, такой же другой.
Цвет жизни –вода голубая
Течёт и льётся, бурлит,
И шумит, и журчит, и клокочет,
Серебристою струйкой бежит.
Берегите вы капельку эту,
Не роняйте её, без нужды.
Навсегда вы запомните, дети -
Жизни нет на Земле без воды!
Автор : Н. Мухина
Воспитатель :
-Какая бывает вода? (морская, пресная)
- Какой воды больше?
-Какую можно пить?
-Где можно увидеть воду в окружающей среде?
(реки, озёра, моря. океаны и т. д.)
-Какие вы знаете три физических состояния воды?
Ответы детей
Игра «ММЧ» (ТРИЗ)
Звучит лёгкая музыка, в зал входит девочка в костюме КАПЕЛЬКИ.
-Отгадайте, кто я?
В природе путешествую всегда,
Но не исчезаю никуда.
То я в снег превращаюсь, то в лёд,
Растаю – и снова в поход. (капелька)
- Я вам принесла письмо.
Дети читают письмо:
«Здравствуйте, дети! Приглашаем вас в страну «Знатоков», на остров «Любознайка». Этот остров очень интересный тем, что там можно проводить любые опыты с водой! Вы же хотите ещё больше узнать о воде?»
Дети принимают решение – ехать!
Воспитатель :
-Каким видом транспорта мы будем пользоваться?
(дети называют : воздушный, наземный, водный)
Дети выбирают –водный, на корабле!
Воспитатель :
- Берём с собой необходимые вещи (имитация), продукты, обязательно воду (человек без воды может прожить 3-4 дня (имитация)
-Чтобы попасть на корабль нужно много знать о воде! Вы готовы?
- А вот и карта нашего путешествия (рассмотреть).
-Так как наше путешествие будет по морю, хотите стать моряками?
-Как это можно сделать?
(предложения детей, обсудить каждое).
Воспитатель :
Бюро волшебных вещей нам оказало большую услугу – предложив нам волшебную палочку! Она будет нашей помощницей в трудное время.
- И так,готовы к волшебству?
Дети : да!
Звучит волшебная музыка, воспитатель притрагивается к каждому ребёнку волшебной палочкой!
(дети одевают бескозырки).
Воспитатель :
-Команда, равняйсь, смирно!
- Каждый из моряков получает пропуск на корабль,как только ответит на вопрос- что было, что есть,что будет? (ТРИЗ – системный оператор).
Дети получают карточки –рисунки (снежинка, лёд, туча, пар, снег ит. д.) . отвечают на вопросы, заходят на корабль.
Воспитатель :
Ребята, вот беда, а штурвала то у нас нет … А как без него мы будем управлять судном? Но здесь есть записка :
- Чтобы судном управлять, звуки моря надо знать : шум ручья, морской прибой, гром небесный неземной, водопад и шум воды - отгадаешь это ты? Коль ответы ты найдёшь и штурвал свой заберёшь!
Диск «Звуки природы» дети слушают и отгадывают звуки.
Находят на корабле пакет, в нём штурвал.
Воспитатель :
-Пришло время выбрать капитана, каким он должен быть?
Дети называют качества, какими должен обладать капитан, выбирают капитана.
Капитан :
Команда в сборе! В добрый путь!
Дети читают слова :
Путь далёк у нас с тобой,
Нам не страшен путь любой.
Ведь со мной мои друзья,
Мы теперь – одна семья!
Звучит музыка, дети имитируют движение.
Капитан :
-Посмотрите, что за остров,
Жить на нём, видать, непросто.
Кто живёт тут покажись,
Да и с нами подружись!
Дети выходят на остров, находят буквы, собирают слово :
Нептун - кто это?
- владыка морей и океанов.
Звучит музыка (шторм на море).
Выходит Нептун
Очень рад я встречи с вами.
Дорогими знатоками.
За минуту по сто слов.
Каждый мне сказать готов!
Но пока я не проверю,
Никому я не поверю.
Вы загадки отгадайте
И словами прочитайте.
Используются «Кубики Зайцева» и «Теремки» Никитиных
Дети собирают слова : море, река,океан, озеро.
Дети отгадывают загадки :
-Кругом вода, а с питьём –беда?
(море)
-Течёт. течёт не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит?
(река)
-В нём живут киты большие
И акулы озорные,
Шторм бывает часто там,
Он мешает кораблям.
Он великий великан,
Что же это? (океан)
- Меж крутых гор,
Водный простор,
Похоже на блюдце,
И оно не бьётся!
(озеро)
Нептун :
- Молодцы, справились с заданием!
- Кому нужна моя вода?
-Расскажите мне тогда.
Дети, используя Мнемотаблицу «Кому нужна вода?» рассказывают.
Нептун :
-Кто же воду загрязняет и меня не уважает?
Игра «Да –нет!»
Человек - (плохие люди)
Рыбки –нет
Водный транспорт – да
Водоросли -нет
Заводы- да
Дождик –нет
Нефть –да
Животные - нет
Нептун :
-Что же нужно для того, чтобы вода всегда была чистой, человек мог бы использовать?
Дети :
- Нужно строить очистительные сооружения.
Дети рисуют схему очистительного сооружения или же, используют ранее заготовленную схему и рассказывают из чего состоит система.
Нептун :
- Все выполнили задания, говорю вам до свидания!
- В подарок вам - волшебная вода, вдруг пригодится она.
Дети благодарят Нептуна.
Капитан :
- Нужно нам поторопится, как бы с курса нам не сбиться!
Команда заходит на корабль. Звучит музыка моря.
Путешествие продолжается.
Капитан :
-Море вдруг разволновалось, вроде что - то показалось …
-Маячок вдали горит,
-Он причалить нам велит.
- Ну, команда, выходите,
- Да внимательно смотрите.
-Кто здесь был?
- Что происходит?
- Кто-то нас за носик водит …
Звучит музыка «Мы пираты!»
Пират:
- А, попались на мою удочку!
- Ха –ха-ха!
- Маяк-то, не настоящий!
-Попались, голубчики! А то всё рыбки, да рыбки.
-Так … Сейчас мы будем вас грабить и убивать!
-Ой, какие вы все розовенькие, да ароматнинькие,
так и хочется надкусить хоть кусочек …
Капитан :
-Что ты, что ты?Мы спешим на остров «Любознайка «, чтобы принять участие в конкурсе знатоков «Царица- вода!» А вы нас задерживаете.
Пират :
И что это за остров и что это за конкурс, может и мне туда надо?
Дети рассказали, что они будут проводить опыты и эксперименты с водой, чтобы больше узнать о воде, о её свойствах.
А ещё они рассказали Пирату, как они посеяли овёс в двух лоточках, один поливали, а другой – нет. Тот который поливали - пророс, а другой без воды – так и лежит сухой. Нет воды – нет жизни!
Потом они стали поливать и другой лоток и овёс сразу пророс! Как же они радовались, что вода дала жизнь новым росточкам овса! Вот такие животворные силы у воды!
Ведь вода- это жизнь, без воды не может прожить ни одно живое существо на свете!
Пират :
- И даже я? Вот никогда не думал об этом!
-Да, теперь я понимаю, какое значение имеет вода, буду беречь каждую капельку, не лить зря!
-Ладно, вас я отпускаю, только вот, что я желаю :
-Определить число и месяц, какого дня, посетили вы меня? (Кольца Лулия)
Дети выполняют задание
Пират :
-Всё вы точно выполняли, а со мной не поиграли.
Отвечайте мне тогда, откуда берётся вода?
Игра «Хорошо –плохо» - ВОДА! (ТРИЗ)
И как же капелька одна, может морем стать тогда?
Игра «Тучка и капелька»
Пират :
Вам удачи я желаю и вас с миром отпускаю!
Капитан :
-Команда на борт!
-Чтобы нам не опоздать, надо палочку волшебную достать!
--1,2,3,4,5 _мы на острове опять!
- Посмотрите карта здесь, надо нам её прочесть (свойства воды, «ММЧ»
(ТРИЗ).
-Вот теперь. проделав этот длинный путь. мы с вам сможем провести опыт, который позволяет нам проследить сразу три состояния воды и переход из одного состояния в другое.
Опыт № 1 «Образование облака»
(круговорот воды в природе)
Опыт №2 «Цветок лотоса»
(вода безформенная, она может протекать во все пустоты)
Опыт № 3 «Волшебная вода»
(целебные источники, они творят чудо, лечат людей от всяких заболеваний; лист с рисунком, простая вода- кисточкой наносим на рисунок - появляется цветной рисунок).
Воспитатель :
- Сегодня мы с помощью воды, оживим нашы прекрасную картину. Но вот беда, я забыла краски взять. Что же делать? Дети вспоминают, что Нептун дал им волшебной воды и предлагают её использовать.
Дети раскрашивают картину волшебной водой и картина оживает (обретает цвет)
Воспитатель :
-Вот что значит вода! Это жизнь, вода всемогуща,она дала жизнь этому рисунку, он заиграл всеми красками природы!
- Обо всём мы говорили,а вот о правилах на воде мы забыли.
-Давайте порадуем наших гостей весёлыми частушками о воде :
Частушки о воде :
Ах, водичка – вода,
Чистая, искристая!
Радуй нас всегда, всегда,
Без тебя мы – никуда!
Слава, слава говорим
И сто раз мы повторим -
Слава, славушка воде,
Будь всегда, во всём, везде!
Капитан :
-Вот и закончилось наше интересное путешествие, как много мы узнали о свойствах и значении воды. Будем беречь каждую капельку! Ведь вода –это жизнь! Так давайте её будем беречь всегда!
Дети читают стихотворение :
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
-Ребята, нас ждут новые путешествия и приключения, а сейчас пора домой, в наш любимый детский сад! Где наша волшебная палочка? Заходим на корабль и все вместе скажем :
-Раз, два, три, волшебная палочка, домой нас отнеси!
Звучит волшебная музыка. Дети возвращаются в детский сад, где их ждёт чаепитие!