Шолпан Есеркепова
Конспект открытого занятия старшей группы по развитию речи «Кузя и сундучок со сказками»
▼ Скачать
по развитию речи «Кузя и сундучок со сказками»
Воспитатель старшей группы : Есиркепова Ш. А.
Тип ОД: обобщающее.
Направление: речевое развитие.
Публикация «Конспект открытого занятия старшей группы по развитию речи „Кузя и сундучок со сказками“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма организаций: групповая.
Форма проведения: путешествие по сказкам
Цель:Закрепление и расширение знаний детей о сказках.
Задачи приоритетной образовательной области:
• Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь.
• развивать стремление к точному словоупотреблению;
• упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями;
• формировать функцию словоизменения: продолжать обучать правильно употреблять существительные в дательном, творительном падеже;
• совершенствовать грамматический строй речи (составлять распространённые дополнениями предложения, антонимами) :
• активизировать речевую деятельность, совершенствовать диалогическую речь, фонематические представления;
• развивать внимание, память, логическое мышление;
• воспитывать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к героям сказок.
Задачи интегрируемых областей:
Познавательное развитие :Развивать интерес к сказкам, доброжелательное отношение к героям сказок.
Социально-коммуникативное развитие : воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;
Физическое развитие : Развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность, развивать общую моторику, координацию речи с движением;.
Предпосылки учебной деятельности:
Формировать навыки учебной деятельности, умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, не перебивать говорящегоодновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности:игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.
Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал:
• ТСО (ноутбук, диапроектор);
презентация «В гостях у сказки», ковер, корзина, карточки для игры «Пирожки с начинкой», книга со сказками, канат, конфеты.
Предварительная работа:
чтение сказок, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о сказках, просмотр мультфильмов, чтение сказок, беседы по сказкам, упражнения на формирование фонематических представлений, дидактические упражнения «Слова- антонимы», «Расскажи слова из сказки», «Пирожки с начинкой», «Скажите ласково», «Какому сказочному герою принадлежит предмет», "Назови слово на заданный звук"
Приемы руководства деятельностью детей:
• Для постановки целей и мотивации деятельности: проблемные вопросы, создание игровой ситуаций.
• Для активации деятельности детей в процессе ОД: сюрпризный момент.
• Для организации практической деятельности:дидактические упражнения «Слова- антонимы», «Расскажи слова из сказки», «Пирожки с начинкой», «Скажите ласково», «Какому сказочному герою принадлежит предмет», "Назови слово на заданный звук"
• Приемы поддержания интереса у детей: игровая ситуация, игровые упражнения.
• Словарная работа: Кикиморы-персонаж, приносящий вред и неприятности хозяйству и людям
• Рефлексия: подведение итогов на каждом этапе.
Методы и приемы:
беседа, вопросы, дидактические упражнения, загадывание загадок, дидактическая игра, чистоговорка, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение.
Организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент.
Мотивационный:эффект удивления, игровые упражнения.
Словесный: вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение.
Наглядно-демонстрационный: показ слайдов, совместное исполнение движений, картинки.
Практический: игры и игровые упражнения.
Метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности.
Подведение итога.
Технология, используемые в ООД:
Технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации.
Здоровье сберегающие образовательные технологий:
• технологии сохранения и укрепления здоровья: двигательные упражнения.
• Личностно-ориентированная технология:педагогическая поддержка.
Технология развивающего обучения :
ИКТ технология: наглядный материал в виде слайдов и анимации.
План образовательной деятельности
Этапы деятельности Содержание
1. Создание игровой ситуации «Письмо от Кузи»
2. Беседа с детьми Воспитатель: Ребята, мне сегодня на электронную почту пришло письмо. Давайте посмотрим, что в нем.
(Слайд 2)
«Здравствуйте, ребята! У меня случилось несчастье! Вредные Кикиморы снова украли мой сундучок со сказками! Все сказки перемешали, сказочных героев перепутали! Что же мне теперь делать? Кто мне поможет?»
Воспитатель: Ребята мы поможем Кузе? Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по волшебной стране Сказок? А что такое сказки?
Дети: Истории, в которых звери и птицы разговаривают человеческим голосом, оживают предметы, происходит волшебство.
Воспитатель: Правильно, в сказках оживают и звери, и птицы, и различные предметы. В сказках живет волшебство. В сказках добро побеждает над злом. Сказка дает нам много знаний. Скажите, с каких слов обычно начинаются сказки?
Дети: Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; за лесами, за горами и т. д.
Воспитатель: Чтобы добраться до страны сказок, нам нужен какой-нибудь транспорт. А так как мы отправляемся в волшебную страну, значит, и транспорт у нас будет волшебный. В пути нас ждут трудные испытания – задания, которые нам приготовили Кикиморы. Вы готовы к такому необычному путешествию? Я предлагаю вам полететь на ковре-самолете. Вы согласны? Тогда занимайте свободные места на нашем ковре-самолете!
II. Основной этап
1. Дидактическое упражнение «Сказка»
2. Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»
3. Дидактическое упражнение «Отгадай сказку»
4. Дидактическое упражнение «Где находится звук»
5. Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
6. Дидактическая игра «Исправь название сказки»
7. Дидактическая игра «Расскажи слова из сказки»
8. Дидактическая игра «Пирожки с начинкой»
9. Дидактическая игра «Кто герои этой сказки?»
10. Дидактическая игра «Скажите ласково»
11. Игра «Волшебный сундучок»
12. Игра "Назови слово на заданный звук"
13. Пальчиковая гимнастика А пока мы летим, поговорим о сказке, какая она?
Если в сказке есть чудо, то она… (чудесная);
- есть волшебство, то. (волшебная);
- есть добро, то… (добрая);
- есть радость, то… (радостная);
- есть загадки, то. (загадочная);
- есть мудрость, то… (мудрая) и т. д.
(Слайд 3)
Изображение волшебной страны.
Воспитатель: - Вот и попали мы с вами в страну сказок.
- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:
Добрый – злой
День-Ночь
Большой-маленький
Смелый – трусливый
Мудрый – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Правда – ложь (перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащих на полу).
Воспитатель: Мы попадаем на полянку.
Дети садятся на стульчики перед телевизором. (Cлайд 4)
Воспитатель: Кикиморы перепутали все книги со сказками. Вам нужно отгадать, какие сказки живут в этих книгах. Вам надо дослушать загадку до конца, чтобы понять, о чем в ней говорится, чтоб дать правильный ответ
1. Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
2. Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
3. Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела. (Колобок)
4. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка Ряба)
5. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом,
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
6. В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом. (Теремок)
Воспитатель: Молодцы, с заданием справились!
- А теперь я назову сказочных героев, а вам нужно определить, где находится звук: в начале, середине, конце.
Р- Мойдодыр, Бармалей, Репка.
А-Айболит, Золушка, Карлсон
С- Снегурочка, Белоснежка, Карабас Барабас
К- Кузя, Щелкунчик, Волк.
- Ну что продолжим наше путешествие? А чтобы было веселей
повторяйте все за мной.
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
- И мы с вами движемся дальше. Посмотрите, какая необычная книга!
— В этой книге много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. А, может, это Кикиморы все испортили… Исправьте меня, если я ошибусь.
1. «Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «У страха уши велики»;
8. «Петушок — золотой пастушок»;
9. «У смеха глаза велики»;
10. «Лапша из топора».
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь Кикиморы не только названия испортили, тут слова из сказок пропали! Давайте поможем вернуть их обратно!
1. Какую песенку пел Колобок?
2. Что пела коза своим козлятам?
3. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
4. Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
5. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?
6. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
Воспитатель: Посмотрите, ребята! А здесь корзина с пирожками! Кто мог ее тут оставить? (Красная Шапочка). С чем пирожки? (с картошкой, капустой и т д)
Дети называют начинку пирожков, согласовывая слова в творительном падеже.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, все справились.
— Ну что продолжим наше путешествие?
— Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Слайд 5)
— Сказка «Три медведя». Назовите всю медвежью семью: мама — медведица, папа медведь, сын — медвежонок. Как их звали?
— А кто ещё был героем этой сказки? (Машенька)
— А Машенька испугалась трех медведей?
— Конечно, испугалась Машенька.
— Давайте поиграем в игру «Скажите ласково»
— У медведицы — лапы, у медвежонка? (лапки).
— А у медведя огромные — (лапищи).
— У медведицы – глаза, у медвежонка? (глазки).
— А у медведя? (глазищи).
— У медведицы – нос, у медвежонка? (носик).
— А у медведя? (носище).
— У медведицы – рот, у медвежонка? (ротик).
— А у медведя? (ротище).
— Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей).
Воспитатель: В сундуке лежат предметы, принадлежащие сказочным героям.
Вам нужно угадать, какому сказочному герою он принадлежит, из какой сказки этот герой. (Слайд 6)
Волшебный сундук, из которого появляются разные предметы (после нажатия, нажимать 8 раз). Дети определяют, какому герою нужно передать предмет.
Красная шапочка – Красной шапочке;
Сапоги – коту в сапогах;
Метла – Бабе-Яге;
Щука – Емеле;
Золотая рыбка – деду;
Стрела – царевне-лягушке;
Хрустальная туфелька – Золушке;
Яичко – курочке Рябе.
Воспитатель: Вот молодцы, помогли все разобрать!
На экране появляется изображение Кузи с сундучком (Слайд 7)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы помогли Кузе навести порядок в сказках и Кикиморы вернули ему его сундучок со сказками. Кузя очень рад. А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад.
Снова надо перепрыгнуть через овраг, но теперь это можно сделать, назвав имя сказочного героя на заданный звук.
[З] (Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)
[К] (Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
[М] (Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
[Б] Буратино, Бармалей, Бременские музыканты, Белоснежка, кот Базилио, баба-Яга,
(Слайд 8)Улетающий ковер самолет
Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на наш ковер-самолет. Давайте присядем и отдохнём, поиграем с пальчиками.
Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)
И повторяйте волшебные слова:
«Мы летим, летим, летим,
В детский сад попасть хотим!»
III. Итог
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше путешествие?
А что понравилось больше всего?
Сказка – волшебная страна, с которой не хочется расставаться.