МААМ-картинки

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных навыков

зарема курдина
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных навыков
▼ Скачать + Заказать документы

"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. "

В. А. Сухомлинский

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и не вербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Поэтому необходимо специальное внимание педагогов к организации общения дошкольников. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникативные навыки - это способность человека налаживать контакты и поддерживать связь с людьми из разных социальных групп.

Сознательное овладение коммуникативными умениями, является доступным детям дошкольного возраста, это еще способность детей управлять своим поведением.

Средствами коммуникации являются различные знаковые системы, прежде всего, речь (вербальные коммуникации) и другие системы знаков, составляющие (невербальные коммуникации). К ним относятся (жесты, мимика, тональность (интонация, организация пространства и времени коммуникативного процесса.

Для детей игра, а в частности сюжетно - ролевая является «спутником детства», она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, средство всестороннего развития.

Сюжетно – ролевая игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

Это игра, имеющая конкретный сюжет — ряд взаимосвязанных событий и ситуаций, и роли, которые распределяются между её участниками и являются основным стержнем игры.

В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.

Через сюжетно-ролевую игру у ребенка развивается:

1. Способность к воображению, образному мышлению. Игра способствует становлению произвольной памяти. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: действия с игрушками, заменяющие настоящие вещи; речевые и воображаемые действия, совершаемые в «уме».

2. Игра имеет значение для развития личности, принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.

3. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия; в совместной игре со сверстниками, он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Интерес к игре, желание участвовать в ней приводит к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой – то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения.

4. В сюжетно – ролевой игре ребенок испытывает ощущение свободы. Это состояние связано со спецификой сюжетно – ролевой игры – действием в воображаемой, условной ситуации.

В ролевой игре – заложены большие возможности для развития коммуникативных навыков. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей

5. Игра для детей – это речь. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно сюжетно-ролевая игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Они могут договариваться о сюжете, распределение ролей, обсуждают возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения. В игровой деятельности возникают определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.

Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности.

На протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты с взрослыми и сверстниками видоизменяются.

Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, и играют индивидуально.

Первые формы коммуникативных навыков проявляются в стремление ребенка приблизиться к другому ребенку, играть рядом с ним, в желании уступить часть места, занятого для своей игры. На следующем этапе ребенок начинает более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу. Общение протекает в форме эмоционально – практического взаимодействия.

Ситуативно-деловая форма общения – наиболее типичная для дошкольного детства, возникает к 4-5 годам. Это связано с развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов.

Развития сюжетно- ролевой игры можно разделить на 3 этапа: (Нинель Яковлевна Михайленко)

1 этап (предметы – заместители, вокруг них выстраиваются игровые ситуации)

• в 1,5–3 года – ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами – заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником;

2 этап (концентрировать внимание на ролевой речи, а не на условном действии)

• 3–5 лет – ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером – сверстником;

3 этап: (творческая деятельность)

• 5–7 лет – ребенок развертывает в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслом 2 – 3 партнеров – сверстников, реализовывая сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.

Изначально, сюжетно-ролевые игры организуют воспитатель. Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической куклой) в младшем возрасте проводится в форме занятия, а в дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляются совместно с детьми.

Воспитатель включается в игру, становится для ребёнка равноправным партнером и частью игровой деятельности. Но главным в игровой деятельности остается взаимодействие дошкольника с его сверстниками. Взрослый же направляет их, помогает детям выстроить отношения, объясняет, что им не совсем понятно.

Дети дошкольного возраста с нормой развития, при грамотно организованном педагогическом воздействии без особых усилий овладевают речью, могут с легкостью устанавливать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

Чего не скажешь о детях имеющих нарушения речи, а в частности тяжёлые

Сюжетно-ролевая игра дошкольников с речевыми расстройствами

Роль воспитателя в сюжетно-ролевых играх с детьми- логопатами возрастает по сравнению с ролью воспитателя в коллективе здоровых детей.

Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняют свое значение и необходима для всестороннего развития их личности и интеллекта.

Известно, что между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

Однако недостатки звукопроизношения, восприятие звукового образа слова, ограниченность словаря полное или частичное отсутствие грамматических форм, изменение темпа речи, ее плавности - все это влияет на игровую деятельность. Эти дети нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре, не умеют выразить свою мысль, бояться показаться смешными, хотя правила и содержание игр им доступны.

Например, игры детей алаликов (лишенные речи, носят однообразный, подражательный характер. Эти дети воспринимают окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий.

Играя с другими детьми, они выполняют подчиненные роли, но не вступая в словесные взаимоотношения. Даже в дальнейшем, когда ребенок приобретает на логопедических занятиях определенный запас слов и навыки фразообразования, в игре он эти навыки не использует. Слова в игре употребляют в основном для называния предметов, при этом отсутствуют названия действий с ним.

Несколько иначе ведут себя в игре заикающиеся дошкольники. У ребенка появляется страх речи. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают в игре зрителями или берут на себя подчиненные роли.

Игровая деятельность таких детей складывается только при воздействии взрослого. Без специального организованного обучения, игра самостоятельно не возникает. Для того, чтобы игра стала условием их умственного и физического развития, надо научить их играть. При этом важно учитывать, что все игры должны содействовать преодолению их речевого недостатка и особенностей поведения.

В начале обучения сюжетно ролевой игре целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребёнку те или иные действия: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребёнок в состоянии играть самостоятельно.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати. На кроватке спит Катя». Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи резко снижено понимание обращённой речи, необходимо следить за тем, насколько ребёнок понимает взрослого. С этой целью педагог просит его называть или показывать игрушки, о которых идёт речь в игре.

Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая педагога, ребёнок быстро и хорошо запоминает её название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребёнку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а педагог сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребёнка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку».

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель даёт качественную оценку действию («Я легко глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко», обращает внимание ребенка на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстёгиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»). Когда ребёнок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Игровой опыт ребёнка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребёнка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с неё платье и даже пальто. Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания типа: «Уложи куклу спать».

Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах у ребенка. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, делать замечания ребенку, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета.

В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребёнка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

В старшем возрасте дети с нарушениями речи не умеют самостоятельно выбирать сюжеты игр, то их подсказывает воспитатель.

Он является всегда непременным участником сюжетно- ролевой игры. Например, в сюжетно-ролевой игре «Автобус», воспитатель выполняет роль кондуктора, а в следующий раз он эту роль поручит какому-нибудь ребенку, а сам будет выполнять роль пассажира. Каждый раз воспитатель расширяет сюжет игры с помощью вопросов, например, если кондуктор не объявляет остановку, он сам спрашивает: «Какая остановка сейчас?» и т. д

Воспитатели могут использовать сюжетно-ролевую игру как инструмент для обучения детей, внедряя в игру элементы образовательного процесса. Это помогает прививать детям сотрудничество, а также учить новым навыкам и знаниям,

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т. д.). При общем недоразвитии речи ребёнок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим.

Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи: способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи,

А так же, обновляя и расширяя сюжеты ролевых игр, совершенствуются навыки правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей.

Ещё сюжетно-ролевая игра является важным элементом детского развития, способствуя как творческому, так и социальному росту, благодаря своей динамичной и интерактивной природе, она является не только способом общения, но и способом реализации своих социальных потребностей.

Таким образом, такая игра становится ключевым элементом в работе с детьми, а в частности с детьми с речевыми нарушениями, способствуя их адаптации, обучению, и, конечно же, развитию социально – коммуникативных навыков.

Публикации по теме:

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Конспект сюжетно-ролевой игры по формированию трудовых навыков в старшей группе «Поможем Белоснежке»Конспект сюжетно-ролевой игры по формированию трудовых навыков в старшей группе «Поможем Белоснежке» Цель: создание условий для обучения детей делать влажную уборку и мыть игрушки. Задачи: Обучающие -Учить детей отжимать влажную ветошь.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных навыков
Опубликовано: 18 января 2025 в 07:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии социально-коммуникативных навыков» (включая файлы) размещена пользователем зарема курдина (УИ 62312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД