Нататья Силянкова
Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей от 6 до 8 лет с ТНР «Помощники Буратино»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия
по речевому развитию в группе компенсирующей направленности
для детей от 6 до 8 лет с тяжелыми нарушениями речи
«Помощники Буратино»
Цель: Продолжать работу по формированию речевой компетентности, уделяя особое внимание развитию у них диалогической и монологической речи.
Программные задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию для детей от 6 до 8 лет с ТНР „Помощники Буратино“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
1. Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослым и сверстниками.
2. Продолжать развивать монологическую речь детей, речевое творчество, интерес к сочинительству.
3. Развивать навыки диалогической речи, участвовать в коллективном разговоре, отвечать на поставленные вопросы.
4. Способствовать составлению связных высказываний - рассуждений, используя сложноподчиненные предложения с союзами.
5. Поддерживать интерес к такому виду литературного жанра, как сказка.
6. Продолжать развивать память, логическое мышление, фантазию, воображение.
7. Формировать умение работать в малых группах, договариваться, радоваться не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей, оценивать себя.
Предварительная работа:
1. Совместная деятельность: свободное общение по сказке «Золотой ключик» А. Толстого; беседа о героях сказки; рассматривание картин с изображением персонажей сказки; отгадывания загадок.
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: дидактические игры на развитие речевых способностей; разрезные картинки и пазлы по сказке «Золотой ключик»; подвижные игры.
3. Самостоятельная деятельность детей : рассматривание иллюстраций по сказкам; настольный театр; рисование и лепка героев сказки.
1 этап
Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.
Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей) Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как? (комплименты).
Игра «Комплименты»
Воспитатель: - Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг. (Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты)
Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!
Сели
2. Мотивационно – ориентировочный этап.
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие, во время которого вам придется потрудиться. Готовы? Хотите узнать, кому мы сегодня будем помогать во время нашего путешествия?
Догадаться поможет вам загадка :
Это что за очень странный,
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Воспитатель: - Да, ребята, к нам в детский сад пришло письмо от Буратино. Давайте прочитаем его.
Дети и воспитатель читают письмо от Буратино :
«Дорогие ребята! Злой Карабас Барабас закрыл меня в комнате, отдал ключ лисе Алисе и коту Базилио. Они между собой его не поделили, разломали на части и бросили в пруд. Черепаха Тортилла обещает найти его и помочь восстановить ключ, если я выполню задания и отвечу на вопросы, которые будут задавать герои сказки. Я не знаю ответов, помогите мне».
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино отыскать ключик?
Дети: Да.
Основной этап
И вот наше первое задание. Перед вами находятся картинки, вы должны взять одну картинку и описать, что на ней изображено, не показывая и не называя остальным это предмет. Остальные должны узнать по описанию, что это такое. (Дидактическая игра "Пойми меня")
Слова для игры: ромашка, божья коровка, кошка, мяч
Воспитатель: Молодцы, за правильные ответы получаете первую часть ключа.
Хорошее начало, но нам некогда расслабляться. Приступаем ко второму заданию. Сейчас мы с вами будем придумывать небылицы «Так бывает ИЛИ нет?» Знаете, что такое небылицы? Небылицы-это искаженная реальность.
Сейчас я вам разыграю несколько небылиц, чтоб вы поняли, что это такое:
- Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
-Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
-У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Воспитатель: Кто-то придумал свою небылицу? Давайте попробуем.
Воспитатель: Замечательно, получайте вторую часть ключа.
Ох, и сложно достаются нам части золотого ключика. Давайте, намного отдохнем.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На дверях висит замок (пальцы в "замочек")
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (постучать об стол или коленки)
Покрутили, (круговые движения "замочком")
Потянули –
И открыли! (показать ладошки)
Отдохнули, теперь нам нужно выполнить третье задание и получить третью часть ключика. ( Материал: картинки с изображениями детенышей животных; панно, на котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные дома)
Мы с вами попали в «Справочное бюро». Вы знаете, что это такое? Конечно, в Справочное бюро обращаются, когда надо что-то или кого-то найти.
Ребята, малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т. п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом.
Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:
- Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте
поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем
их к маме. Кто хочет помочь малышам?
Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата», воспитатель предлагает:
- Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где
живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.
В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т. п. На вопрос ребенка дают ответ:
«Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике».
Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.
Воспитатель: Прекрасно, задание выполнили правильно. Получаете третью часть ключа.
Немного с вами отдохнем. Повторяйте за мной.
Гимнастика для глаз
Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево)
Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. (Моргают глазами)
Пришло время выполнить последнее задание, вы готовы?
Давайте с вами пофантазируем. Представите себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились. О чем они могут разговаривать? Давайте сыграем эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать?
Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т. д.
Воспитатель: Молодцы, успешно справились с заданием и получаете четвертую часть ключа.
Заключительный этап
Воспитатель: Молодцы. Части ключика найдены, давайте мы его соберем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, Карабас Барабас отпустил Буратино? (ответ детей)
(на экране Буратино)
Буратино : Ребята, большое вам спасибо, что вы помогли мне вернуть ключик, дружно отвечали на вопросы, выполнили все задания. Я обещаю вам, что буду выполнять все, что скажет Мальвина, постараюсь быть похожим на вас. Много знать и уметь. До свидания!
Воспитатель: А мы для Буратино в этот сундучок будем собирать задания. Сказочное путешествие подходит к концу. Вы славно потрудились.
Рефлексивно-оценочный этап.
Ребята, вам тяжело или легко было выполнять задания? Тот, кто считает, что справился с заданиями возьмет красный флажок, а тот, кто справлялся с заданием с помощью воспитателя возьмет желтый флажок. Имя ребенка, у тебя желтый флажок, какие были у тебя трудности? А у тебя? Какое задание вам понравилось больше всех? Вы все молодцы. Умнички! Отдыхайте. Повеселитесь с героями сказки. (просмотр фильма)
Используемая литература:
Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.