Елена Сычева
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Животные в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом).
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Животные в лесу“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи : Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.
Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, комплекты магнитов, плоскостные изображения диких животных, декорация «Лес», листы бумаги с изображениями вагончиков с одним, двумя, тремя окошками.
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей, беседа о жизни диких животных. Чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь», рассказа М. Пришвина «Ёж».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона.
Воспитатель организует приветствие с детьми.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. На нем присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся.
В: Ребята, когда я шла сегодня в детский сад, я встретила Почтальона, он передал нам письмо.
В: Интересно от кого оно?
Д: Да
Письмо: Дорогие ребята приглашаю вас на прогулку в лес. Моя помощница –белочка-затейница подготовила для вас задания. Лесовичок.
В: Кто же нам отправил письмо?
Д: Лесовичок!
В: Ну что, отправляемся в лес?
Тропинка, тропинка,
Ты нас проведи,
Мы за тобою,
А ты впереди!
Воспитатель: Что мы видим?
Д: Деревья, лес.
В: А кто живёт в лесу?
Дети перечисляют животных.
В: Как их можно назвать одним словом?
Дети. Это дикие животные.
Воспитатель. Почему их так называют?
Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Воспитатель. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни весной.
2. Упражнение «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы. ]
Воспитатель: Смотрите, шишки. Давйте их возьмём. Находят первое задание. «Я хочу загадать вам загадки о животных. Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко»».
Без тропинок, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это.
Дети. Еж.
Воспитатель.
Сладкий мох искал весь день
И жевал его.
Дети. Олень.
Воспитатель.
Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»
Потому что это.
Дети. Рысь.
3. Составление рассказов-описаний о диких животных но схеме.
[Актуализация словаря по теме «Дикие животные». Развитие связной речи, творческого воображения. ]
Воспитатель помещает на доску схему рассказа о животном
Воспитатель. 2 задание «Составьте рассказы-описания о тех животных, которые были на ваших картинках. Вам поможет эта схема — картинка-подсказка.» Сначала вы скажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет — в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера и цвета, какой у него мех, какие особенности в строении туловища. Далее вспомните, как называются его детеныши, как оно подает голос, чем питается.
1-й ребенок. Это медведь, дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. Он большой, коричневый. У него густой мех, огромная голова, сильные лапы, маленький хвостик. Его детеныши — медвежата. Медведь умеет рычать грубым голосом. Медведь любит мед, малину, питается корешками, разоряет муравейники.
Воспитатель хвалит ребенка за составленный рассказ. Аналогично составляют рассказы еще несколько детей
4. Игра «Вагончики». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие зрительного восприятия и внимания. ]
Воспитатель помещает на магнитную доску картину «Дикие животные».
Воспитатель. Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.
Дети. Лиса, рысь, заяц, еж, белка, барсук, медведь, волк, лось.
Воспитатель. Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения желтыми квадратами, если в слове один слог — зелеными, если в слове два слога и синими — если в слове три слога. Магниты помогут прикрепить квадраты.
Дети выполняют задание. Воспитатель следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.
Воспитатель. Вы закрыли все изображения. А почему на доске нет синих квадратов?
Д е т и. Не было слов, в которых три слога.
Воспитатель. Верно. Отлично!
5. Упражнение «Самый внимательный». [Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия и внимания.)
Воспитатель. А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [в].
Ребенок. Это волк.
Воспитатель. Верно. Ты сегодня самая внимательная. А теперь определите место звука [в] в слове волк.
Дети. Звук [в] стоит в начале слова.
Воспитатель. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.
6. Игра с мячом «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).]
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер, берет в руки мяч.
Воспитатель. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне. Волк.
1-й ребенок. Волчонок, волчата.
Воспитатель. Лиса.
2-й ребенок. Лисенок, лисята.
Воспитатель. Медведь.
3-й ребенок. Медвежонок, медвежата.
Воспитатель. Заяц.
4-й ребенок. Зайчонок, зайчата.
7. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия. ]
Воспитатель привлекает внимание детей к картинкам на столе.
Воспитатель. А теперь игра «Кого не стало?» Посмотрите внимательно на фигурки животных. Закройте глаза, я уберу одну фигурку, а вы откроете глаза и скажете, кого не стало.
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает изображение волка.
1-й ребенок. Не стало волка.
Игра проводится до тех пор, пока не ответит каждый ребенок.
Молодцы, а теперь нам пора домой, пойдем по лесной тропинке
Речевая гимнастика.
(Дети за воспитателем произносят чистоговорку)
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белочка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове укрылся волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – в кустах шумит медведь.
В: Вот мы и дома. Ой, а у нас осталась последняя шишка от белочки. Посмотрим, что там? «Вы справились с моими заданиями. И мы с Лесовичком приготовили для вас сюрприз. Посмотрите туда, где у вас растет зелень.»
Дети находят сундучок с конфетами.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Воспитатель предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.