ЕЛЕНА ОРЛОВА
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Твои защитники, Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Твои защитники, Россия»
Цель: Развитие и совершенствование диалогической и монологической речи детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать представления о богатырях, о том, какие были защитники нашего отечества во время Александра Невского.
2. Формирова представления о лучших мужских качествах.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе „Твои защитники, Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
3. Расширять и активизировать словарь детей по теме «Твои защитники, Россия» : мужество, смелость, сила духа, богатырь, Александр Невский, река Нева, Невская битва, «Ледовое побоище», рыцари.
4. Закреплять умение классифицировать картинки на группы по принадлежности.
Развивающие :
1. Развивать диалогическую речь, общие речевые навыки.
2. Совершенствовать зрительное восприятие и внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение е воинам – защитникам.
2. Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.
3. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, коллективного претворения общего замысла.
Место проведения: музыкальный зал
Демонстрационный материал: атрибуты журналиста, интерактивная доска, иллюстрации, презентация; картина В. М. Васнецова «Три богатыря», видеофильм об Александре Невском, музыкального сопровождения.
Раздаточный материал: дидактическая игра «Защитники древней Руси и России»
Виды детской деятельности:
Игровая (дидактическая игра);
Коммуникативная;
Познавательно-исследовательская;
Изодеятельность.
Методические приемы: беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение, показ, демонстрация наглядно-дидактического материала, игра, опрос.
Организационный момент:
Воспитатель
- Ребята, занятие сегодня будет необычное. Мы проведем журналистское расследование «Твои защитники, Россия». И выпустим поздравительную газету. А вы мне будете в этом помогать.
Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить из родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. А потому защита родной земли – обязанность всех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её красотой. Народ всегда славил своих защитников.
- А как вы думаете, кто такие «защитники Отечества»?
(Это те, кто охраняет, оберегает, защищает Родину. Это воины, которые предупреждают об опасности. Это солдаты, офицеры, военные матросы, танкисты, десантники.)
Воспитатель
-Всегда ли нашу Родину защищали солдаты?
(Ответы детей) Дети садятся полукругом.
Воспитатель; В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они разоряли села и деревни, увозили с собой награбленные богатства. И каждый раз на защиту своей Родины вставали русские богатыри – защитники земли русской.
Таких богатырей изобразил художник В. М. Васнецова
(Рассматривание картины «Богатыри»)
Воспитатель - Посмотрите, ребята, в центре картины три богатыря. Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко (внимательно) всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»
- Рассмотрите, во что одеты богатыри? (В шлем, кольчугу, латы, плащ)
- Чем они вооружены? (Лук, стрелы, копье, меч, палица, булава)
В центре изображен самый старший богатырь Илья Муромец
- Что он делает? (Смотрит вдаль)
- Какой конь у Ильи Муромца? (Черный, как уголь, ворон, ночь)
Слева от него? (Добрыня Никитич)
- Спокоен ли Добрыня? (тревожно, чувствует опасность)
Третий богатырь Алеша Попович, он самый молодой.
- Как Алеша Попович смотрит? (Спокойно)
Наше журналистское расследование продолжается и я прошу мне помочь.
-- Перед вами разложены картинки, на которых изображены оружие и одежда. Выберите то, что относится к оружию и одежде русских богатырей, а что к современным защитникам, разложите рядом с карточками с изображением древнерусского и российского воинов. Работа за столами.
После выполнения задания воспитатель задает вопросы:
- Как ты думаешь (имя ребенка) справилась с заданием?
- Какое это оружие?
- Почему так расположили?
Физ. минутка: Давайте превратимся в богатырей и мы.
Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Дети прикрепляют к праздничной газете картину «Богатыри»
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Я предлагаю продолжить наше расследование в прошлое нашей страны. Ребята, как вы думаете, один солдат может защитить Отечество?
Дети: нет, нужно много солдат.
Воспитатель: Совершенно верно, не зря сказано : «Один, в поле не воин». А когда много солдат - это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков. Сейчас я вам расскажу об Александре Невском который со своей армией защищал землю русскую.
Александр Невский родился очень, очень давно. Тогда люди строили свои дома из дерева, по воде плавали на судах, которые называли ладьями, а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма, а управляли страной князья. В это время в семье новгородского князя Ярослава родился мальчик, которого назвали Александром. В три года его уже посадили на коня. Княжеские воины обучили его владеть оружием, и он быстро овладел этим мастерством. В те времена мальчиков сразу воспитывали защитниками своей земли. Когда Александру исполнилось 16 лет, отец доверил ему княжить в городе Новгороде. Что делают в наше время мальчики 16-ти лет? (ответы детей). Обычно в 16 лет мальчики учатся. В то время у нашей Родины - Руси было очень много врагов. Сначала напали на Новгород, в котором правил князь Александр, шведы. Самоотверженно сражались русские воины и смогли одолеть врага. Позже на Русскую землю снова пришли захватчики. Это были рыцари Ливонского Ордена. Александр Невский собрал войско из отважных богатырей. Но рыцарей было гораздо больше, чем русских воинов. Рыцари были полностью закованы в железные доспехи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации обмундирования рыцаря и коня Ливонского Ордена и иллюстрацию русского воина. Найдите отличия.
Дети сравнивают иллюстрации.
- Ребята, скажите, а какой рыцарь тяжелее? Правильно, рыцарь, одетый в железные доспехи. Александр Невский решил воспользоваться этим, и заманил их на покрытое льдом озеро Чудское. Лед под тяжестью рыцарей и коней, закованных в железо, начал ломаться, и большая часть войска ушла под лед. Силы войска Александра Невского и Ливонского Ордена стали равны, и тогда произошло сражение, которое в истории получило название "Ледовое побоище". За свои заслуги перед Родиной Александр Невский был причислен церковью к святым. Русская царица Екатерина I учредила орден Александра Невского, которым награждают выдающихся военачальников.
Прикрепите Александра Невского на нашу поздравительную газету.
Еще одно историческое расследование связано с именем «Петр I».
царе, который очень много сделал для России. Царём в России мог стать только тот, кто родился в царской семье. Маленький Пётр был очень умным, здоровым и смелым. Он очень хотел учиться. А в свободное время он очень любил играть в солдатиков. Но кроме игрушечных солдатиков у него было «потешное войско». «Потешное» потому, что не настоящее. Оно состояло из таких же мальчишек, как и он сам. Но ребята по-настоящему учились маршировать, строить крепости и брать их. Мальчик Петр рос, а вместе с ним росли мальчики из «потешного войска». И когда Петр вырос и стал царем, это «потешное войско» превратилось в самые лучшие Преображенский и Семеновский полки (показывает иллюстрации военных времен Петра Первого - стрельцов).
- Царь решил создать свой флот. Тогда-то он и едет за границу, чтобы научиться строить корабли. Он освоивает 15 ремесленных профессий. Работать было очень трудно, потому что орудия труда были не такими как сейчас. Машин не было вообще, и работать приходилось вручную. Когда Петр Первый вернулся в Россию, то сразу принялся за строительство флота. Он создал первый русский флот, который потом стал самым сильным в Европе.
Воспитатель: Ребята, давайте из геометрических фигур и палочек построим свой военно-морской флот. И по праву Петр первый занимает почетное место в нашей газете.
Последнее наше расследование связано с именем выдающегося полководца Кутузова.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на портреты. Это русский полководец Кутузов и французский император Наполеон. Кутузов был русским полководцем, его любили солдаты, а Наполеон был французским императором, он захватил много земель и хотел захватить Россию и Москву.
Воспитатель: Ребята, а почему Наполеон хотел захватить Москву и почему ее называют сердцем России?
Дети: Потому что Москва - главный город России.
Воспитатель: Правильно. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я овладею Санкт-Петербургом - я возьму ее за голову, но завладев Москвой - я поражу её в самое сердце».
- Армия Наполеона была очень сильной, но не покорилась ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встали солдаты на защиту Родины и дали отпор врагу.
- Ребята, какими должны быть воины, чтобы выдержать тяготы войны?
Дети: Сильными, смелыми.
Воспитатель: Правильно. Самое известное сражение той войны произошло около деревни Бородино и получило название - Бородинское. Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.
Воспитатель: Потери были очень большие и чтобы сохранить жизнь русским солдатам, Кутузов приказал отступить войскам и сдать Москву французам, чтобы потом, собравшись с новыми силами ударить по врагу.
- Приближалась зима, а французы оказались к ней не готовы. И пришлось им оставить Москву и отступить. Голодные и холодные брели они по русской земле. А русская армия набралась сил, ударила по врагу и победила его.
- Ребята, почему французская армия потерпела поражение?
Дети: Потому что им никто не помогал. Они замерзли. Русский народ и солдаты были смелые и храбрые.
Поместите портрет Кутузова на нашу праздничную газету.
Журналистское расследование закончилось. О чем и о ком мы сегодня с вами узнали.