Попова Ирина
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Сказка на новый лад»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи и творческого воображения; формирование у детей навыков составления сказочного текста на основе знакомого произведения.
Задачи:
1. Показать возможности развития сюжета сказки при некотором его изменении (посредством изменения некоторых черт внешности или характера главного героя, введения новых героев, волшебных предметов) .
2. Закреплять знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец) .
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе „Сказка на новый лад“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
3. Побуждать детей использовать в своих сочинениях различные зачины из сказок.
4. Учить детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов.
5. Закрепить у детей умение работать в паре, в группе.
Оборудование и материалы: Шкатулка, перья жар-птицы, картинки с изображением солнца, кота, ананаса, зайца, арбуза и буквы (с,к,а,з,к,а.); иллюстрации сказочных героев и волшебных атрибутов из сказок (ковёр-самолёт, мнемотаблица к сказке «Курочка Ряба», настольный конусный театр, костюмы героев сказки «Колобок» (дед, бабка, колобок, лягушка, кузнечик, лиса).
Методы и приёмы: Организационный момент; беседа; артикуляционная гимнастика; работа в парах и группе; сочинение сказок с помощью скрайбинг-аппликации, мнемотаблицы, настольного конусного театра; физкультминутка; драматизация сказки; подведение итогов занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня пришло к нам. Давайте поздороваемся с ними!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Наступило доброе утро, хотите сегодня отправиться в путешествие по сказкам? (Ответы детей) Ребята, я в детский сад принесла вот такую шкатулку. Она не простая, а сказочная! Давайте разгадаем ребус, шкатулка откроется, и мы узнаем, какие сказки живут в ней. (На доске детям предлагаются картинки с изображением солнца, кота, ананаса, зайца, арбуза).
Посмотрите на картинки и составьте слово по первым буквам названия предметов. К…. посмотри на первую картинку, на какую букву она начинается? поставь под этой картинкой эту букву (И так каждую букву пока не получится слово) В конце К…. прочитай нам слово которое получилось? (Получилось слово «сказка»).
(Воспитатель открывает шкатулку, удивляется, расстраивается.)
- Посмотрите, в шкатулке не осталось ни одной сказки. Может они растерялись. Но, если шкатулка останется пустой, то перестанет быть волшебной. Что же делать, как вы думаете? (Дети высказывают мнения, предложения) – Нужно самим придумать сказку, но не обычную, а сказку на новый лад. Вы слышали о таких сказках? (индивидуальные ответы детей) Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно, и тогда получается немного другая сказка!
I. Основная часть.
Я предлагаю нам превратится в сказочников и разделится на группы (воспитатель достает из сундука перья жар-птицы с разноцветными перышками). А теперь занимайте места за столами (находят по цвету перьев).
1. Беседа.
- Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит сказка? (Зачин, основная часть, развязка).
- Какими словами она начинается? (Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве)
- Какими словами заканчивается? (Я там был, мед-пиво пил, по устам текло, а в рот не попало; сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок… Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец)
- Сейчас нам предстоит из известных нам сказок сочинить новые. А для того, чтобы получилась другая сказка, мы должны усвоить несколько правил:
Первое правило: изменять можно все три части сказки, либо какую-нибудь одну из них.
Второе правило: чтобы сказка стала немного другой, нужно изменить какие-то качества главного героя (характер, внешний вид).
Третье правило: чтобы изменить сюжет сказки, можно ввести в неё нового героя или героев.
Четвёртое правило: чтобы изменить сказку можно ввести в неё волшебный предмет.
2. Артикуляционная гимнастика: Сказка «Лиса и Колобок». (Звуки Л – Ль). Сначала давайте разомнем наш язычок
Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала. (Язык вправо – влево).
Навстречу ей колобок (надули щеки).
Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).
И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок. И спой свою песенку. (Язык чашечкой).
Колобок сел лисе на язычок, а лиса его и проглотила. (Убрать чашечку в рот).
3. Подготовка к сочинению сказок.
Посмотрите на столы, на них лежат необходимые материалы для сочинения новых сказок. Первая группа работает с картинками, которые с помощью липучек крепятся к основе с изображением природы (скрайбинг-аппликация). Вторая – с настольным конусным театром. Третья сочиняет сказку по мнемотаблице. А четвертая переоденется в костюмы и покажет нам сказку. Подумайте, что было бы, если бы у Красной шапочки был ковер-самолет, золотое яичко не разбилось, волк ловил вовсе не поросят, а лиса не стала есть колобка….
4. Сочинение сказок на новый лад.
Я думаю, музыка вам поможет придумать интересные сказки. (играет музыка П. И. Чайковский «У камелька»).
Ну, вот музыка закончилась, а у вас, наверное, появились новые сказки.
1-я группа (2 человека): скрайбинг-аппликация «Красная шапочка»
Воспитатель: Давайте положим героев сказки в нашу шкатулку.
2-я группа (3 человека): настольный конусный театр «Три козленка».(герои сказки кладутся в шкателку)
5. Физкультминутка «В темном лесу есть избушка»
- А теперь немного отдохнем:
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят - покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят – руки вверх
3-я группа (2 человека): мнемотаблица сказки «Курочка Ряба».(вариант меньшим форматом кладется в шкатулку)
4-я группа (6 человек)– драматизация сказки «Колобок» (одна маска кладется в шкатулку)
Воспитатель: Мне очень понравились ваши новые сказки. Смотрите, наша шкатулка наполнилась, а значит, снова стала волшебной. Молодцы!
III. Итог занятия
- Чем мы занимались сегодня? (Ответы детей)
- Что такое «сказка на новый лад»? (Ответы детей)
- Что нужно сделать для того, чтобы в сказке изменился сюжет? (Ответы детей)