Вера Нахметова
Конспект открытого занятия по развитию речи «Ласточки пропали» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
«Школа №1538» д/о Пятницкое шоссе 7/2
Конспект открытого занятия по развитию речи
дети 6 – 7 лет
Подготовила и провела
Воспитатель группы №8 «Ладушки» :
Нахметова Вера Николаевна
МОСКВА, 2020
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Ласточки пропали“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ласточка
- Открытые занятия. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Беседа по стихотворению А. Фета «Ласточки пропали»
(дети 6-7 лет)
Цель: Уточнение и активизация словаря по теме «Осень», «Перелётные птицы»; помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали».
Задачи:
-совершенствование навыков ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко.
- Познакомить детей с новым стихотворением, закрепить приметы осени, обогащать словарь («заря», «валится», показать красоту поэтических образов.
- Развивать речь детей, образное мышление, внимание, память, чувство рифмы, умение аргументировать свой ответ.
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к русской поэзии.
Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, чтение стихотворений об осени других русских поэтов (А. Плещеева, А. С. Пушкина, наблюдение на прогулке примет осени, рассматривание репродукции И. Левитана «Осень (Октябрь)», слушание произведений П. Чайковского «Времена года», А. Вивальди «Времена года».
Материалы: репродукция И. Левитана «Осень (Октябрь)», музыка П. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь», бумага и карандаши для каждого ребёнка для зарисовки опорной схемы для заучивания стихотворения.
Ход занятия
Беседа с детьми о приметах осени:
- Назовите известные вам приметы осени (дети называют приметы осени, опираясь на опыт своих наблюдений во время прогулок).
Воспитатель: Дети, вам нравится осень? Почему?
(дети делятся своими впечатлениями).
Словарная работа:
Воспитатель: Наступила осень. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, холодает. Дни становятся короче, солнце греет меньше. Часто идут дожди, на земле появляются лужи.
Как называются осенние месяцы?
Ответы детей : сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: Люди всегда отмечали все изменения в природе и вывели много примет и поговорок про осень.
Про осень говорят «Осень - погоды перемен восемь».
Как вы понимаете эту поговорку?
Ответы детей :
Воспитатель: Какая бывает осенью погода?
Ответы детей :
пасмурная;
ясная;
солнечная;
облачная;
прохладная;
ветреная;
дождливая;
холодная;
тёплая.
Воспитатель:
- Одинаковая ли погода осенью в сентябре, октябре, ноябре?
- Как она меняется?
Ответы детей :
Про осень говорят «Осень идет, и дождь за собой ведёт».
Осенью часто идут дожди. Ребята, скажите, а какой бывает дождь?
Ответы детей :
Дождь бывает
холодный;
моросящий;
затяжной;
проливной;
сильный;
мокрый;
мелкий;
крупный.
Воспитатель: В народе говорят «В сентябре и лист на дереве не держится».
Воспитатель: Осенью листья на деревьях меняют окраску. У разных деревьев они окрашиваются по-разному, от ярко-желтого, оранжевого до тёмно-красного и коричневого.
- Листья опадают с деревьев. Как называется это явление?
Ответы детей.
Это листопад.
Воспитатель: Как можно сказать про осенние листья, какие они?
Дети:
Осенние листья разноцветные, резные, желтые, красные, зелёные, прохладные, гладкие, сухие.
Воспитатель: А какие деревья не теряют свой облик осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Про осень говорят «Осенняя пора - птица со двора».
Интересная поговорка, Помните, как всё лето с утра и до вечера над детским садом и домами летали быстрые стрижи и ласточки?
Воспитатель: Где можно встретиться с красотой осени? (на природе, в музыке, на картинах художников, в стихотворениях).
Воспитатель:Стихи, каких русских поэтов об осени вам известны? (А. С. Пушкин «Унылая пора», А. Плещеев «Осень»).
Воспитатель: Сегодня мы прочитаем ещё одно стихотворение об осени. Написал его русский поэт Афанасий Фет (на доске выставляется портрет поэта).
Воспитатель читает детям стихотворение А. Фета «Ласточки пропали», фоном звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь. Осенняя песнь».
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Беседа по содержанию стихотворения:
- Понравилось вам стихотворение?
- О чём оно?
- Какое оно по настроению?
- Какие приметы осени отмечены в стихотворении?
- Как об этом писал А. Фет?
(воспитатель уточняет ответы детей, цитируя соответствующие строки стихотворения).
- Ребята, скажите, куда улетели птицы? А почему птицы улетают в тёплые края?
Ответы детей.
Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Воспитатель: Значит, птицы улетают, потому что им становится трудно добывать себе еду, они улетают туда, где есть корм.
Воспитатель: Какие птицы улетают на юг?
Ответы детей.
ласточки, стрижи, соловьи, грачи
Воспитатель: как можно назвать этих птиц, какие они?
Дети: перелётные
Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее.
Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать?
Ответы детей.
воробьи, вороны, голуби, синицы.
пальчиковая гимнастика «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!
Воспитатель повторно читает стихотворение.
Воспитатель:
- Как вы думаете, как назвал своё стихотворение Афанасий Фет?
(дети высказывают аргументированные варианты ответов).
Затем воспитатель озвучивает название стихотворения - «Ласточки пропали».
- Какие незнакомые, непонятные слова вам встретились?
(«зарёй», «валится»).
Проводится словарная работа с терминами «заря», «валится» (посредством словарного исследования дети уточняют смысл этих слов, находят синонимы: «заря» - «восход» или «закат»; «валится» - «опадает»).
Далее детям предлагается порассуждать, о какой заре идёт речь в стихотворении – утренней или вечерней с аргументацией ответа.
Затем детям предлагается словесная игра «Доскажи словечко» (воспитатель не читает строчку стихотворения не до конца, последнее слово досказывают дети.).
Воспитатель: А теперь давайте попробуем рассказать стихи руками. На каждую строчку стихотворения дети придумывают движение или жест. Затем, один ребёнок показывает стихотворение руками, другой его озвучивает (2-3 пары детей).
Затем детям предлагается нарисовать стихотворение (опорная схема) и рассказать его с опорой на эту схему.
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии? Как называется стихотворение, которое вы выучили? Кто автор этого стихотворения? Как мы учились запоминать стихотворение? Всё это вам пригодится в школе, когда будете учить стихи. Что вам больше всего понравилось на занятии? Что было труднее всего? Однако, несмотря на трудности, все успешно справились с заучиванием стихотворения. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.