Екатерина Светлакова
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в сказочный лес»
во второй младшей группе
Тема: «Путешествие в сказочный лес».
Образовательные задачи:
- формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных;
- уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж);
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи „Путешествие в сказочный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- формирование обобщающего понятия «Дикие животные»;
- совершенствование грамматического строя речи : предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа, образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок, -ат, -ят.
• Развивающие задачи :
- развитие зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, общих речевых навыков (чёткости дикции, интонационной выразительности речи).
• Воспитательные задачи:
- формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование: чудо-дерево, набор мешочков по числу животных, фигурки и плоскостные изображения диких животных и их детёнышей, дидактическая игра «Четвёртый лишний», мяч, массажные мячи, шишки большого и маленького размера, две корзинки, картинка-паззл «Дикие животные», мостик.
Предварительная работа: обучение отгадыванию загадок, разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка на тележке», разучивание загадок и стихов о животных; составление и разучивание словосочетаний «серый волк», «бурый медведь», «рыжая лиса», «колючий ёж», «белый заяц»; чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина.
Ход занятия:
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро».
- Доброе утро и солнцу, и птицам.
- Доброе утро приветливым лицам.
- Доброе утро весёленьким глазкам.
Сегодня мы с вами отправимся в сказку.
Только сначала нам нужно одеться потеплее, ведь на улице холодно:
- кофту, брюки, шапку и куртку мы будем (надевать);
- сапоги и ботинки мы будем … (обувать);
- пуговицы будем (застёгивать);
- шнурки будем (завязывать).
Теперь мы готовы к прогулке, можем отправляться.
Воспитатель с детьми идёт по следам и по мостику. Подходят к чудо-дереву.
Воспитатель: Что же это у нас на пути? Сказочное чудо-дерево!
Чудо, чудо, чудо, чудо расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А мешочки на нём, словно яблочки!
Посмотрите-ка, ребята, что же на чудо-дереве выросло? (Мешочки)
А в каждом мешочке живёт лесной житель. Лесные жители приготовили для нас игры и задания. За каждое выполненное задание они подарят сюрприз – частичку от картинки.
Воспитатель усаживает детей на стульчики вокруг дерева и снимает с ветки один из мешочков.
Воспитатель: Кто это? (Медведь)
- Какой медведь? (Мягкий, большой, неуклюжий)
- Какого цвета у него шуба? (Бурая)
- А ушки какие? (Маленькие)
- А лапы? (Большие, сильные)
- А где хвост? Давайте попросим его показать нам хвост. Его почти не видно.
- Как рычит медведь?
- Где живёт медведь? (В лесу, в берлоге)
- А звери, которые живут в лесу как называются? (Дикие)
- Почему их так называют? (Потому что они сами о себе заботятся, сами добывают себе пищу)
- А что медведь любит кушать (Мёд, малину)
- Медведь принёс с собой горшочек. Я думаю, что он с мёдом.
Воспитатель трясёт горшочек, слышится стук.
- Нет, там точно не мёд. Да это же загадки!
Загадки о животных.
1. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. Кто это?
(Медведь)
Почему вы так решили? (Потому что живёт в берлоге и всю зиму спит)
2. В густом лесу под ёлкой, осыпанный листвой
Лежит клубок с иголками, колючий и живой. Кто это?
(Ёжик)
Почему вы так думаете? (Потому что у ежа шубка из иголок состоит)
3. Серый зверь крадётся в чаще,
Очень страшный, настоящий.
Жёлтым светятся глаза,
И для зайцев он гроза.
(Волк)
Как вы догадались? (У него шерсть серого цвета, питается зайцами и другими животными)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете загадки про диких животных? Расскажите.
1. В серой шубке ходит летом,
В белую зимой одет он.
Байковый зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
(Заяц)
2. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пышный хвост – краса.
Кто это?
(Лиса)
3. Я сегодня утром ловко
Шишек принесла в кладовку,
Да на остреньких сучочках
Поразвесила грибочков.
(Белка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с загадками. А вот и первая часть картинки.
Воспитатель снимает следующий мешочек.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто здесь спрятался. Вы ничего не слышите? Мне кажется кто-то воет: у-у-у. Кто из животных так разговаривает? (Волк)
Воспитатель: Рассмотрим волка. Какого цвета у него шубка? (Серая) На какое домашнее животное похож волк? (На собаку) А как его отличить от собаки? (У собаки хвост поднят вверх, а у волка всегда опущен вниз) Какие у волка зубы? (Острые) За кем охотится волк? (За зайцами) Да, волк – хищник, охотится за зайцами и мелкими грызунами.
Не смотря на то, что про волка в сказках идёт худая слава, зато он – преданный семьянин и очень любит волчицу и своих детёнышей. Как их называют? (Волчата) Волк очень любит играть с волчатами где? (В логове) Волк принёс с собой мяч. Давайте поиграем.
Игра с мячом «Назови ласково»
Цель: закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова, обозначающие животных.
Волк – волчок
Медведь – медведюшка
Лиса – лисичка
Заяц – заинька, заюшка
Ёж – ёжик
Белка – белочка
Игра с мячом «Кто где живёт»
Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Места обитания диких животных».
- Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём. А теперь вспомним места обитания животных.
Медведь живёт где? (В берлоге)
Волк – в логове
Лиса – в норе
Заяц – под кустиком
Белка – в дупле
Ёжик – в норке
Воспитатель: Молодцы, ребята. Волку понравилось играть с вами и он дарит нам следующую часть картинки.
Давайте снимем ещё один мешочек. Кто это? (Белка)
Воспитатель цокает языком: Это белочка с вами поздоровалась. Давайте и мы с вами поздороваемся (Дети цокают язычками)
- Какого цвета шубка у белочки? (У белочки рыжая шубка)
- А какие у белочки ушки? (С кисточками)
- Какой хвостик? (У белки пушистый хвостик)
- Для чего белке хвост такой пушистый? (Она им рулит, когда прыгает с ветки на ветку)
Белочка принесла с собой игру с пальчиками.
Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке».
Цель: координация речи с движением, развитие тонкой моторики.
Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши)
Продаёт она орешки (ударяем кулачок о кулачок попеременно)
Лисичке-сестричке (загибаем поочерёдно пальчики на обеих руках одновременно)
Воробью, синичке,
Заиньке усатому,
Мишке толстопятому.
Кому в платок,
Кому в роток,
Кому в лапочку.
Воспитатель: Продала белочка орешки и домой побежала. А где у неё дом? Высоко на дереве, в дупле. Здесь же у белочки кладовая. Что она там хранит? ( Свои запасы на зиму: грибы, орехи, шишки).
Воспитатель: Спасибо, ребята. Белочка для вас приготовила следующий кусочек картинки.
Воспитатель снимает следующий мешочек.
Воспитатель: Кто это? (Лиса)
- Какая лисичка? (пушистая, шубка рыжая, красивая)
- Как обычно в сказках характеризуют лису? (хитрая плутовка)
- Кто знает стихотворение о лисе?
Ребё нок: Хвост пушистый у лисицы,
Им не зря она гордится.
И хитрющие глаза,
Для мышей лиса – гроза.
Воспитатель: Лиса действительно очень хитрый и осторожный зверь. Она охотится на мелких зверушек и птичек. Лиса пришла к нам с просьбой о помощи. Лесные мамы потеряли своих малышей. Вы поможете их найти? (Да) Я буду показывать и называть вам лесную маму, а тот из вас, у кого её детёныши, должен принести картинку и закрепить рядом с мамой.
Игра «Мамы и детёныши»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат,-ят)
-Это лиса. У лисы -(лисята)
- Это белка. У белки - (бельчата)
- Это зайчиха. У зайчихи - (зайчата)
- Это ежиха. У ежихи - … (ежата)
- Это медведица. У медведицы - (медвежата)
- Это волчица. У волчицы - (волчата)
Молодцы, ребята, помогли мамам найти своих малышей. Теперь они готовы с вами в игру.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие зрительного внимания.
Закройте глаза и я уберу картинку с одним из животных, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.
Воспитатель убирает изображение одного из животных.
- Кого не стало? (Зайца)
Воспитатель возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображением лисы и белки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательны. Лиса дарит следующую часть картинки.
Воспитатель снимает ещё один мешочек.
Воспитатель: Посмотрим, кто здесь спрятался? Кто это? (Зайчик)
- Какого цвета у него шубка? (Белая)
- А для чего зайцу белая шубка? (Прячется от волка и лисы среди сугробов)
- Заяц зимой белый, а летом ….(серый)
- У зайца хвост короткий, а уши (длинные)
- У зайца задние лапы длинные, передние (короткие)
- Заяц пушистый, а ёж (колючий)
Зайцу под кустиком холодно сидеть, надо заиньку погреть. Вставайте в кружочек, с зайчиком погреемся.
Физкультминутка.
Цель: снятие физического и психо-эмоционального напряжения.
Зайка весело шагает,
Ножки выше поднимает.
Зайка прыгает и скачет
По дорожке, словно мячик.
Он на пяточках шагал,
Носик кверху поднимал.
На носочки зайка встал,
И в ладоши хлопать стал.
Раз нагнулся, два нагнулся,
До носочков дотянулся.
Повернулся вправо, влево.
Вот какой зайчонок смелый!
Воспитатель: Молодцы, а вот и следующая часть картинки. Давайте заглянем в последний мешочек. Кто это? (Ёж)
- Какой ёжик (колючий)
- Для чего ёжику колючки? (для защиты от хищников)
- Что любит ёжик кушать? (грибы, яблоки, молоко)
Ёжик привёл с собой своих друзей – ёжиков. Давайте с ними поиграем.
Упражнение с массажным мячом «Игра с ёжиком».
Цель: развитие тонкой моторики и ручной умелости, координация речи с движением.
Ёжик выбился из сил –
Яблоки, грибы носил.
Мы потрём ему бока –
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж в лесочек убежал,
Нам «Спасибо» пропищал!
Воспитатель: Ёжик подарил нам последнюю часть картинки и мы уже можем собрать картинку целиком. Давайте подойдём к столу.
Игра-паззл «Дикие животные»
Цель: развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Дети с помощью воспитателя собирают картину «Дикие животные».
Воспитатель: Кто здесь изображён? Где они живут? Как одним словом назовём животных, которые сами о себе заботятся? Эта картинка будет напоминать нам о путешествии в сказочный лес. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Мы на миг закроем глазки,
Открываем – мы не в сказке!
До свидания чудный лес,
Полный сказочных чудес!
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой.
Итог:
- Где мы с вами сегодня побывали? Каких животных встретили? Какие игры вам запомнились?