МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в прошлое»

мусина лариса
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Приобщение детей к традициям народной культуры через создание мини–музея.

Задачи:

Образовательные: Продолжить знакомство детей с народными традициями. Познакомить с особенностями повседневного быта русского народа и народа мари, применяя музейную технологию.

Развивающие: Развивать у детей способность воспринимать музейную информацию, интерес к музейной деятельности, коммуникативные умения.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес, бережное отношение к старине, культуру слушания и зрительного восприятия.

Словарная работа:

Темочки:

Изба, печь, ухват, крынка, умывальник, коромысло, самовар, божница, рубель, лапти, люлька, прялка, кафтан, экспонат.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением старинных предметов быта, просмотр презентаций, знакомство с экспонатами мини-музея. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, народных песен, чтение сказок, посещение краеведческого музея.

Оборудование:

«Изба», оснащенная предметами старины, запись народной мелодии.

Ход занятия:

«Встанем дружно мы по кругу,

Скажем ласково друг другу.

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Нам здороваться не лень,

Если каждый улыбнётся-

Утро доброе начнётся».

Под народную музыку дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, гость на порог – хозяину радость. Давайте поздороваемся с гостями по старинному русскому обычаю.

Дети кланяются, прижав руку к сердцу: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята знаете ли вы как называется наша большая Родина?

Ответы детей (Россия)

Воспитатель: А малая Родина?

Ответы детей (Марий Эл)

Воспитатель: А как называется наш поселок?

Ответы детей (Куженер)

Воспитатель: Красивый у нас поселок: кирпичные дома, светлые детские сады, большие школы. Нас окружает много вещей, предметов, которые облегчают нашу жизнь в быту. Как вы думаете, люди всегда так хорошо жили?

Ответы детей.

Воспитатель: А где можно узнать, как жили в старину наши предки?

Ответы детей (ответы детей: из книг, фильмов, музеев, спросить у бабушки).

Воспитатель: Вы знаете, что такое музей?

Рассуждения детей. (Место где собирают, хранятся, выставляются старинные предметы, картины, и многое другое).

Воспитатель: В нашем детском саду тоже есть музей, хотя он маленький, но в нем есть предметы, которые нам расскажут, как их использовали в старину. Ребята, и вас, дорогие гости, я приглашаю на экскурсию в этот музей.

Воспитатель: Кто проводит экскурсии в музеи? (экскурсовод)

Воспитатель: Вы мне позволите сегодня быть вашим экскурсоводом?

Начинаем нашу экскурсию.

Воспитатель читает стихотворение:

А мы создали свой музей,

Музей чудеснейших вещей.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней старины.

Вопросы: Знаете ли вы, как в старину дом называли? (Изба – по:рт)

Большую часть избы занимала? (Печь).

1 экспонат – печь.

По-марийски называется - конга

Рады видеть вас у печки

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

Забывать мы стали, что главное в доме – печь. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно. Печь отапливает жилье, в ней выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись. В старину так говорили: «Печь нам мать родная всем, У печи и сплю, и ем»

Воспитатель: Какие пословицы про печь вы знаете?

Дети рассказывают знакомые пословицы

- Около печи нельзя не нагреться.

- Печка греет, печка кормит, печка – мать родная.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Гости на печь глядят, видно есть хотят.

Воспитатель: Ребята, в нашем музее можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними, но сначала отгадайте загадку:

-Книзу узок, верх широк не кастрюля – а (чугунок).

-Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает, а что схватит - отдает? (ухват).

Воспитатель: Возле печи лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугуны из печи доставали. Кто попробовать желает? (Дети по желанию вынимают из печки чугунок).

2 экспонат. Умывальник.

А вот перед вами интересный предмет – это умывальник, его еще называли рукомойником. Сейчас достаточно повернуть кран, чтобы умыться, а раньше нужно было приложить усилия: принести воды с колодца в ведрах на коромысле, залить в подвешенный около печи умывальник.

(Детям предлагается взять коромысло с ведрами).

Вечером, когда метели….

Люд занимался ремеслом,

Трудясь, все вместе песни пели,

А в ночь молились перед сном.

3 экспонат – иконы.

Воспитатель: Парадной частью избы был красный угол. Что означает название «Красный угол»?

Ответы детей (Красивый, светлый, хороший).

Воспитатель: В красном углу помещали божницу. Знаете ли вы, что означает «Божница»?

-ответы детей (Это полочки, на которые ставили иконы).

Воспитатель: В красном углу стояли лавки. Если приходили гости, они могли сесть на лавки?

-ответы детей (Нет, их должны пригласить хозяева).

4 экспонат – утварь. (Переходим к следующим экспонатам).

Воспитатель загадывает загадки, а дети находят отгадки и рассказывают о предмете.

-Из глины мастера лепили, а хозяйки молоко хранили? (Крынка)

-Что еще наливали в крынку? (Квас, воду).

-И шипит, и кряхтит, воду быстро кипятит.

-Он наелся угольков, вот для нас и чай готов. (Самовар)

Воспитатель: Именно в нем кипятили воду для чая. А как? Кто знает?

-Ответы детей (В трубу засыпали сосновые шишки или сухие щепки, поджигали лучинкой, раздували огонь, и вода в нем быстро закипала и долго не остывала.)

Воспитатель: За самоваром собиралась большая семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар это символ добра, домашнего уюта, семейного покоя.

Воспитатель: а почему самовар так назвали? (Сам варит).

Воспитатель: А это знакомый для вас экспонат, им в старину гладили одежду. Называется он – рубель (детям предлагается рассмотреть рубель, попробовать погладить). Как работали этим предметом, мы видели при посещении краеведческого музея, вы помните?

Как только у людей появилась одежда из ткани, так нужно было стирать (раньше говорили – мыть) эту одежду и гладить при помощи рубеля и скалки. Рубель — это деревянная доска с поперечными желобками, а скалка просто палка. Белье накручивали на палку, держа одной рукой, а сверху другой рукой катали рубель. Белье разглаживалось, и называлось это «катать белье».

Воспитатель загадывает загадки:

Вот идет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать (утюг).

Перед вами утюг -

Это бабушкин старый друг.

Грелся он в то время на углях,

Который был во всех дворах.

Ты малыш, его не тронь,

Он горячий как огонь.

Утюг по скатерти пройдёт,

Опрятный вид он ей вернёт.

Не стесняйся, подходи

На утюг ты погляди.

Воспитатель: Как работал утюг?

ответы детей (Во внутрь утюга засыпали угольки, они нагревались и можно гладить, или ставили на в печь).

Чтобы выйти погулять,

Надо обувь надевать.

Без обувки на дороге

Так легко поранить ноги.

В старину малышки-дочки

Надевали лопаточки.

Лапти все плели руками,

А потом носили сами.

Воспитатель: в старину носили лапти. Из чего плели лапти?

ответы детей (их плели из коры деревьев: липы, ивы, берёзы, дуба.)

Как вы думаете, удобно ли было в них ходить? (рассуждения детей).

5 экспонат – люлька

Воспитатель: Как вы думаете, что это за экспонат? (Люлька).

Нежно мама напевала,

Песню тихую дитю.

Мягко колыбель качала

Под напевну песнь свою.

Люльку подвешивали к потолку длинными веревками, пола она не касалась. В старину верили, что так ребенок находится под защитой небесных сил.

6 экспонат – прялка.

Загадка: -Что за барыня такая,

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает. (Прялка).

Воспитатель: В каждой избе обязательно была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать варежки и другие вещи.

Пословица: - Какая пряха, такая на ней и рубаха.

7 экспонат – сундук.

У бабушки есть сейф

Давно уже не новый,

Он вовсе не стальной

А кованый, дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком

Воспитатель: следующий экспонат – сундук.

Что хранили в сундуках? (Одежду, полотенца). Давайте заглянем в сундук.

-Рубашка самотканая у дедушки была,

Украшена узорами по вороту она.

А как кушак добавишь, то весь наряд готов.

На торжество красивый, довольный ты пойдёшь.

Вот шовыр – кафтан старинный.

В непогоду укрывал.

От дождя, в дороге длинной

Хорошо он защищал.

Сундучок мы закрываем.

Память предкам продлеваем.

Время поворачиваем вспять.

Скоро встретимся опять.

Сегодня вы прикоснулись к истории старинных вещей. Они постарались открыть вам маленькие тайны своего происхождения. Надеюсь, что вы будете уважительно относиться к прошлому своего народа.

Мы гордимся стариной

Стала нам она родной.

Вечно радует кого-то,

Наших прадедов работа.

Рефлексия: Вам понравилась экскурсия? А сможете вы сами провести экскурсию? Для кого вы бы хотели рассказать о экспонатах музея?

Сейчас давайте прощаться с гостями:

Милости просим, приходите еще к нам в гости!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему дерево не тонет?»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему дерево не тонет?» Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: продолжать учить целенаправленным действиям с предметами.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект открытого занятия по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Цель: Закреплять представления детей об овощах, фрукта, местом и этапами их выращивания. Расширять словарный запас, связную речь. Развивать.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в прошлое»
Опубликовано: 10 октября 2024 в 11:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия в прошлое»» (включая файлы) размещена пользователем мусина лариса (УИ 2467650) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД